Вс. Дек 22nd, 2024

Cтроительство бункера и выживание

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, поджидают близкие неприятности. /Конфуций/

Мало кому из гражданских выпадает возможность заглянуть в святая святых обороны нашей страны – центральный пункт управления РВСН. А без последствий поделиться увиденным и вовсе единицам. Поэтому когда military-press позвали в подмосковную Власиху, я понял, что пропускать эту поездку никак нельзя.
Кроме того, именно здесь я крайне интересно и чрезвычайно увлекательно провел два года жизни.
(50 фото)


1. Как известно, армия это не просто доброе слово, а очень быстрое дело. За те десять лет, что прошли с моего увольнения в запас городок изменился. Он теперь не военный городок, а закрытая территориальная единица со всеми вытекающими в виде собственного бюджета, появления новых рабочих мест для гражданского населения и т.п.

2. Этот трофейный BMW R71 встречает всех посетителей музея РВСН. Судя по мисочке с маслом – на ходу.
Вот ведь. Два года служил в семистах метрах от музея и ни разу не был.

3. Уже не помню всех логических выкладок, но как-то так хитро получается, что чапаевская дивизия явилась чуть ли не основой всех ракетных войск.

4. Да, об изменениях в городе. Население увеличилось почти в два раза, построили два новых микрорайона с инфраструктурой. По отзывам военных, получивших там квартиры, жилье хорошего качества – вселяйся и живи без обязательных для новоселов выравнивания стен, замены линолиума и перекладки проводки.

5. Смотрите, какую поразительную карьеру можно сделать в армии при наличии головы.

6. Давно заглядывали к соседу в сарай? Может там Тополь припаркован?

7. Этим ключом Королев дал старт первой ракете на полигоне в Капустином Яру. Про этот этап освоения космоса я рассказывал в посте о музее в Знаменске.

8. Даже не слышал, что есть дозиметрические линейки. Интересно, как на ней считать?

9. Комплект “лимонок” в подарочной упаковке. Вам обычную или разрывную?

10. Огромный старый глобус. Было бы место, обязательно такой заимел.

11. Прицел противотанкового ружья. Не знаю, чего ружье делает в музее ракетных войск, но наверно так надо.

12. Старлей только мне кого-то неуловимо напоминает?

13. Личные вещи некоего Занчевского С. Не знаю, кто это, зато могу рассказать про вещи. Австрийская зажигалка IMCO (самый верх) – самая массово выпускаемая в мире. Практически без изменений выпускается около ста лет, а во время ВОВ была трофееем и за свою неприхотливость и безотказность звалась “вдовушка”. Точно такую же трубку в виде головы Мефистофеля лет восемь назад я купил в одной питерской антикварной лавочке.

14. В музее огромное количество старой техники. Который час?

15. Все это когда-то стояло на вооружении. Как говорят, все исправно и если что…

16. Вообще, знаменский музей впечатлил меня больше. Правда, хоть между ними более тысячи километров, что в этот, что в тот попасть одинаково проблематично и выбор перед туристами не стоит.

17. Вот что бесспорно есть только у подмосковного музея, так это панорамы с “десяткой” – образцовым городком ракетчиков. Можно даже стартующую ракету разглядеть.

18. На прощание музей вооружил всех желающих.

19. Но музей музеем, а приехали мы не за этим. Все же настоящий подземный город с центральным командным пунктом намного интереснее любого музея.

20. Говорят, общая протяженнисть всех коридоров несколько десятков километров на нескольких уровнях. Охотно верю.

21. Основное назначение объекта – выжить столько, сколько надо на ответный удар и подтверждение поражения цели. Это не убежище, а место несения боевого дежурства.

22. Нам показали часть системы жизнеобеспечения этого мозга армии. Сюда, на пульт дежурного офицера, стекается информация о системах вентиляции, водо- , тепло- и электроснабжения.

23. Пользуясь общей занятостью Леня mmet прикинулся младшим научным сотрудником и фотографирует зубом секретные документы.

24. А их в кабинете огромное множество. Начиная с вполне понятных схем снабжения и заканчивая совершенно непонятными документами.

25. Основной опасностью в замкнутом помещении на большой глубине является возможность возгорания. Постоянно дежурит пожарный расчет. Пожарка в которой служил я, обслуживала верх, т.е. сам городок и близлежащие населенные пункты. Сюда мы спускались только один раз во время совместных учений и то после подписания дополнительных бумаг о неразглашении. Прошло десять лет и я совершенно свободно могу показать фотографии.

26. “Резервный ОП”. Это часть системы резервного электропитания. Собственно, именно ее нам и показали.

27. Огромные генераторы, могущие питать этот подземный городок.

28. Этакие весы “Тюмень” на военный лад. Не удивлюсь, если собирали на одном заводе.

29. Нам показали фокус, как одним нажатим кнопки зажечь несколько лампочек на панели. Это что-то типа бесперебойников на случай отказа основной линии электропитания.

30. Кнопочки. Все многократно дублируется. Во избежание…

31. Это я не знаю, что за штурвалы. Но имеют непосредственное отношение к электричеству.

32. Миникомандный пункт. За стеной дизельная. Срочники спускаются под землю только на время наряда, офицерский состав заступает на трех- четырехдневную смену и отдыхает тут же под землей.

33. С момента строительства пункта потребности по большому счету не меняются. Расход электроэнергии возможно даже снизился, количество дежурных не меняется, поэтому заменять оборудование на более современное не спешат. Кроме того, замена чего-то означает временный вывод с дежурства части оборудования, а это большой риск.

34. Дизельная. Огромные машины украинского завода до сих пор работают на многих судах. Ну и тут тоже.

35. Скоро им будет полвека, но они как новые и готовы к запуску. Масло постоянно подогревается и время старта минимально.

36. Моторист на боевом дежурстве. Ободранная краска на трубе прекрасно показывает любимую позу дежурных при разговоре с начальством

37. Обожаю запах в дизельных. Горячее масло и топливо создают неповторимые ароматы.

38. Чем-то напоминает капитанскую рубку.

39. У каждого дизеля есть свой приборный щиток с показомерами.

40. Знаю, что будут реплики типа “ну и старье”, “вот на этом все держиться” и т.п. Я там был и состояние командного пункта негативных чувств у меня не вызвало. Все вполне надежно и многократно проверено. Со знаком качества.

41. Нам не показали зону отдыха со спальными зонами, баней, столовой и тренажерным залом.

42. Не показали и работу персонала, а поддерживать связь со всей страной должны многочисленные сотрудники. Не посмотрели мы и работу вычислительного центра.

43. По большому счету работы ЦКП мы и не видели.

44. Даже из всей системы жизнеобеспечения видели только электроподстанцию и кусочек вентиляции. Кстати, такие же дверцы в “комнатки” я встречал на командном пункте ПВО под Брянском.

45. Вот что за этой дверью? Тоннель для подвозки оборудования или метро?

46. Время выбираться с нижних ярусов. Даже для сотрудников ЦКП в моем рассказе будет что-то новое: вряд ли дежурящие на верхних ярусах спускались в дизельную и вряд ли дизелисты гуляли по верхним ярусам.

47. Нам все же показали главный зал командного пункта. Вон за той открытой дверью находиться мозг и нервы РВСН. Дежурные офицеры в режиме наиреальнейшего времени получают информацию о происходящем в мире в целом и в нашей стране в частности. Фотографировать, по понятным причинам, там нельзя. Уникален уже сам факт присутствия там посторонних.

48. В общем-то ничего особенного, уменьшенная копия ЦУП, если кто видел по телевизору. Верхний рисунок на фото схематично передает обстановку.

49. А прямо напротив главного зала находится не менее интересная комната. Но я туда не пошел.
“Какой хитрый человек. Взятку предлагал. Но не дал.”

50. Конечно же я не мог не зайти в родную пожарку. Жить ей в военном варианте осталось полгода, потом это помещение отойдет гражданским. Может оно и к лучшему.
По итогам поездки для себя я вынес один неутешительный вывод. Сами военные говорят, что официально предано огласке шесть попыток ядерной атаки на СССР и РФ. Они не произошли только из-за готовности с нашей стороны ответить. А после обмена ракетами живого на шарике останеться мало. По признанию офицеров у них есть установки и инструкции на “довоенное время” и “во время боевых действий”. Такого понятия как “послевоенное время” в данный момент нет.
Так что можно быть пациентом шестой палаты и подстрекать к войне, можно быть пациентом 151 палаты и готовиться к ядерному БП, можно вообще об этом не думать. Факт в том, что жизнь на Земле сейчас зависит от нескольких десятков человек.
Источник: http://zizis.livejournal.com/

от bunker

2 комментария к «Щит Родины»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*