Не так давно Управлением перспективных исследований Министерства обороны США был проведен симпозиум 100-Year Starship, который был полностью посвящен стратегии межзвездных путешествий и технологиям, используемым при этом.
При использовании современных технологий, на перелет до ближайшей звезды придется потратить десятки или даже сотни лет. Поэтому основной проблемой является отсутствие кораблей, которые были бы полностью самодостаточными. Именно поэтому человечество пока не смогло вывести за границу Солнечной системы не только пилотируемого аппарата, но и автоматическую станцию.
Если полет длится так долго, на нем просто неминуемо должно существовать несколько поколений. Поэтому вторым по важности вопросом является размножение человека в условиях сверхмалой гравитации. Специалист работающий в Массачусетском технологическом институте Дэн Бакленд, утверждает, что человечеству неизвестно какую роль в воспроизводстве людей играет привычная нам сила тяжести.
Зато точно известно, насколько разрушительное воздействие на человеческий организм оказывает невесомость. Объем циркулирующей крови значительно уменьшается, мышцы атрофируются, зрение ухудшается, а концентрация кальция в костях значительно снижается.
Разумеется, значительно больший вред невесомость нанесет развивающемуся плоду. Поэтому вероятность рождения полноценного ребенка в условиях невесомости очень мала. Вполне возможно, что ребенок даже не сможет появиться на свет. Ведь на Земле при рождении ребенка помогает его вес. А в условиях невесомости остается надеяться лишь на массу, которая в десять раз меньше веса! Поэтому роды в условиях невесомости могут обернуться истинным адом как для ребенка, так и для матери.
Само зачатие также может стать серьезной проблемой. В условиях сверхмалой гравитации секс станет очень сложным мероприятием. А если нет силы тяжести, то любое движение может стать результатом страшных скачков – на стены и на потолок.
Поэтому даже если со временем человечеству удастся создать генератор искусственной гравитации, который позволит зачинать детей и нормально рожать их, космические путешественники все равно столкнутся с огромным количеством прочих сложностей. Вполне возможно, что люди станут жертвами неизвестных или мутированных болезней, а также психологических расстройств. Предусмотреть действительно все возможные неприятности просто невозможно. Поэтому среди путешественников наверняка будут серьезные потери.
Однако даже после прибытия в пункт назначения не все проблемы будут завершены. Даже если путешественникам (и всему человечеству!) действительно повезет и экспедиция достигнет планеты достойной колонизации, проблемы будут продолжаться. Наверняка даже планеты на которых есть жизнь не будут идентичными Земле. Поэтому у поселенцев будет всего два варианта – либо терраформировать всю планету, либо создавать на новой планете купол, под которым сможет развиваться привычная нам биосфера. Тут возникают ещё и этические вопросы – а имеем ли мы право настолько изменять новый мир? Ведь в результате этого вполне может быть уничтожена уникальная местная жизнь.
Здесь следует отметить ещё и проблему отсутствия технологий для терраформинга. Ведь человечеству никогда не приходилось создавать на других планетах условия для своего проживания, поэтому весь опыт опирается лишь на теорию, которая, как известно, часто рушится при столкновении с практикой. В конце концов, люди обладает слишком малой продолжительностью жизни и совершенно не знают какие же действия нужно предпринимать чтобы изменять ландшафт незнакомых планет. Поэтому на сегодняшний день принимать хоть сколько-нибудь серьезные решения относительно терраформинга просто глупо и наивно.
Возможно лучшим решением станут генно-модифицированные люди, которые смогут противостоять многим опасностям, которые являются смертельными для обычного человека. Но и здесь не все так просто. Исключая даже этическую сторону вопроса, следует задуматься – а насколько близким нам будет этот биологический вид? Ведь люди и сверхлюди не смогут скрещиваться, а значит это будет две параллельные ветви эволюции и неизвестно насколько гладко пойдут отношения между нашими биологическими видами.