- Ту-214Р: история разработки и характеристики
- Ту-214Р на службе ГРУ
- Будущее Ту-214Р — беспилотники?
Российский флот разведывательных самолетов Ту-214Р немногочислен, пишет TNI. Но его электронные и оптические системы дают военным уникальные преимущества. Тайные полеты этого «тихого гиганта» будут формировать геополитику на годы вперед.Брэндон Вайхерт
Российский флот Ту-214Р крайне мал и расти не собирается. Но передовые электронные и оптические системы этой птицы дают российским военным уникальные преимущества.
Россия убедительно доказала свое умение придавать новую жизнь старым советским разработкам. А на современном поле боя решающее наблюдение и рекогносцировка.
Сегодня для выполнения этих функций Россия широко использует дальний самолет-разведчик Ил-20М. Но в начале 2000-х годов Москва задумала обновить свои возможности воздушной разведки с помощью Ту-214Р.
На сегодняшний день ВКС России эксплуатируют лишь три таких самолета, но они входят в число самых передовых в этой области. Даже при скромных размерах флота Ту-214Р — вне всяких сомнений, самый продвинутый самолет воздушной разведки в составе ВКС России. И эта птица сыграла важную роль в сборе разведданных в зонах конфликтов от Сирии до Украины, продемонстрировав способность России отслеживать действия противников с точностью и глубиной.
Ту-214Р: история разработки и характеристики
В 2002 году российское правительство объявило тендер на сумму в 3,4 миллиарда рублей на создание современной воздушной платформы радиоэлектронной разведки к 2008 году. Однако тогда русские всё еще преодолевали пагубные последствия распада Советского Союза. Проволочки из-за хаоса и неразберихи задержали первый прототип Ту-214Р до 2009 года, а первый полет состоялся лишь в 2011 году. Год спустя Вооруженные силы России приняли первый борт Ту-214Р. Третий и последний самолет был заказан в 2016 году.
Поскольку Ту-214Р — глубокая Модернизация гражданского авиалайнера Ту-214, модификация для военной разведки сохранила ряд особенностей своего предшественника. В отличие от винтового Ил-20М, Ту-214Р — самолет реактивный. Два турбовентиляторных двигателя ПС-90А обеспечивают тягу в 7 250 килограммов каждый, максимальную скорость 850 километров в час, дальность полета 7 500 километров и практический потолок в 12 000 метров. Под фюзеляжем имеются характерные выступы, а по бокам — каплевидные обтекатели, визуально отличающие самолет от гражданского аналога. Именно в них размещаются мощные радары и датчики.
Для создания усовершенствованной платформы радиотехнической разведки КБ Туполева сотрудничало с радиотехнической корпорацией “Вега”, а также с другими российскими фирмами, от “Роскосмоса” до “Алмаз-Антея”.
“Мозг” Ту-214Р — многочастотный радиотехнический комплекс МРК-411. Бортовое оборудование самолета вобрало в себя элементы электронной разведки и оптические системы, которые придают ему стратегическую Ценность. В комплект датчиков МРК-411 входят несколько радиолокационных станций кругового и бокового обзора с фазированной антенной решеткой.
По-настоящему выдающаяся особенность самолета — георадар, который обнаруживает объекты, скрытые под землей, под снегом или даже под листвой и идеально подходит для вскрытия замаскированных позиций противника. Российские источники утверждают, что система может отслеживать цели на расстоянии до 400 километров в пассивном режиме и до 250 километров в активном, передавая моментальные снимки командным центрам в режиме реального времени.
Электрооптические системы на борту Ту-214Р представлены комплексом “Фракция”, который позволяет круглосуточно делать снимки высокого разрешения в видимом и инфракрасном спектрах. Благодаря управлению визирной линией при сканировании по заданному программой закону и по сигналам внешнего целеуказания система отлично справляется с отслеживанием целей и своей точностью дополняет данные радаров.
Ключевая задача Ту-124Р — перехват радиопереговоров противника, коммуникаций с сотовых телефонов и излучения РЛС. Полученная информация используется для точного определения позиций противника и составления полного пакета данных целеуказания для удара. Установленная сверху фюзеляжа антенна обеспечивает быструю передачу данных сухопутным войскам или другим средствам. А возможность отстрела ложных целей, как тепловых ловушек, так и радиолокационных, усиливает самооборону самолета.