- «По неофициальным данным, нам должно быть передано около 20 самолетов Mirage»
- «Непосредственно у линии соприкосновения F-16 пока не применяются»
- «Наиболее вероятно, что в этом году мы получим чешский Gripen»
Киев получает из Европы далеко не новые самолеты, признается авиаэксперт Романенко в интервью LB. Они не могут конкурировать с российскими из-за старых радаров и отсутствия системы передачи данных и новых ракет. Поэтому западные «птицы» просто не приближаются к линии фронта.
В феврале Украина получила первые французские истребители Mirage 2000-5F. 7 марта эти боевые машины приняли участие в отражении очередной атаки ракет и беспилотников на Украину.
Насколько новые истребители усилят Воздушные силы ВСУ? На какие еще самолеты иностранного производства стоит рассчитывать? Об этом мы беседуем с ведущим научным сотрудником Государственного музея авиации имени Антонова, кандидатом исторических наук Валерием Романенко.
«По неофициальным данным, нам должно быть передано около 20 самолетов Mirage»
Юрий Стригун: Валерий, до конца марта Франция обещала поставить нам первый самолет Mirage 2000-5F. Эти истребители пополнят парк иностранных самолетов Воздушных сил ВСУ. А сколько западных самолетов мы получили с начала российской СВО?
Валерий Романенко: Самолеты поставлялись в несколько этапов: первыми мы получили старые советские истребители МиГ-29 из Словакии, Польши и штурмовики Су-25 из Северной Македонии. В свое время Украина продала этой стране четыре штурмовика Су-25, а теперь македонцы вернули их нам. Мы еще не все самолеты из Польши получили, поэтому цифра плывет. Можно сказать, что нам было поставлено не менее двух десятков боевых самолетов советского производства.
Позже мы создали Коалицию истребителей, где нам пообещали 73 американских истребителя F-16. Некоторые из них двухместные, поэтому некоторые пошли в ВВС Румынии для Европейского учебного центра F-16. По факту у нас будет чуть больше 60 самолетов. На данный момент получено три транша по шесть машин — всего 18 истребителей F-16, один был потерян в авиакатастрофе. То есть осталось 17 машин. Об этом сообщается в средствах массовой информации.
Кроме того, нам сообщили о передаче трех французских самолетов Mirage. Я уже видел кадры с Mirage 2000-5F в украинском небе. Он имеет характерное треугольное крыло, которое невозможно спутать ни с каким другим. Поэтому эти самолеты уже гарантированно летают. Где, куда и как не наше дело.
По неофициальным данным коммерческого журнала French Aviation Legends, нам должны передать около 20 самолетов Mirage.
Если говорить о машинах, которые уже переданы, то они модернизированы для несения французских крылатых ракет SCALP/Storm Shadow и крылатых бомб Hammer. Для этого под фюзеляжем установили пилон, взятый от Mirage 2000D, на одну ракету. Бомбы (две или четыре) подвешиваются под крылом.
Старый советский бомбардировщик Су-24М способен нести две ракеты SCALP, в то время как «Мираж» — только одну. То есть для выполнения той же задачи нужно в два раза больше «Миражей», потому что ракеты не запускаются по одной. Если вы хотите поразить цель на 100%, вам нужны как минимум четыре ракеты. одна нанесет урон, вторая добьет. Еще две собьет российская ПВО, потому что нам нужно понимать, что мы воюем не с Угандой, а с государством, которое имеет огромное количество зенитных комплексов.
— «Мираж» не самый новый западный истребитель. Чем он лучше тех же бомбардировщиков Су-24?
Надо понимать, что это тоже далеко не новые самолеты и практически ровесники наших. Это тоже модернизированные машины, которые выпускаются с начала 80-х годов прошлого века. У Су-24 сложные элементы планера — поворотные консольные узлы, потому что они имеют крыло изменяемой геометрии. Большинство Су-24М в конце 1990-х и нулевых простаивали на земле. Украина немного модернизировала МиГ-29 и Су-27, более-менее модернизировала Су-25, но до обновления Су-24М так и не дошла. Вместо этого «Мираж» постоянно совершенствовал бортовое оборудование. Видите ли, сейчас никого не интересует скорость и потолок самолета. главное — РЛС, вооружение и бортовой комплекс обороны. РЛС Mirage видит на высоте 130 километров. По целям на малой высоте дальность падает до 35–37 километров, потому что луч отражается от земли, засвечивая экран. Самолет способен сопровождать восемь целей и наводить ракеты на четыре из них. Он вооружен ракетами средней и малой дальности. Но никто не приближается к ближнему диапазону. Данный собачий бой ушел в прошлое. сейчас дальность поражения самолета находится за горизонтом, где-то в 40 и более километрах.
Российские самолеты, вооруженные ракетами Р-37М, Р-37 и Р-33, сбивали наши даже с расстояния 200–250 километров.
Более новые французские истребители Rafale уже имеют ракету Meteor, которая также способна пролететь 200 километров. Однако адаптировать эту ракету к «Миражу» никто не будет, потому что в этом нет смысла: радар видит только на 120–130 километрах.