Вс. Дек 22nd, 2024

Cтроительство бункера и выживание

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, поджидают близкие неприятности. /Конфуций/

  • Появление “Лиры”
  • Основные характеристики
  • Отклик
  • Трудности
  • След в истории

TNI: в России могу вернуться к разработке подлодок концепции "Лира"

Советская подлодка класса “Лира” стала толчком для технологического развития страны, пишет TNI. Советские инженеры извлекли уроки и позже внедрили технологии, проверенные на «Лире», в другие подлодки. Но и сама «Лира» вытворяла такое, о чем США могли лишь мечтать.Роберт Фарли

Краткое содержание: Подлодка класса “Лира” с титановым корпусом и усовершенствованным ядерным реактором установила рекорды скорости и глубины погружения и считалась грозным противником, несмотря на высокий уровень шума. Разработка средств противодействия (включая торпеды Mark 48 ADCAP), значительные эксплуатационные трудности и высокие затраты на техническое обслуживание в итоге привели к выводу “Лиры” из эксплуатации по окончании холодной войны. Несмотря на короткий срок службы, извлеченные уроки повлияли на конструкцию дальнейших советских и российских подводных лодок, которые сочетали в себе высокие технологии с надежностью в эксплуатации. Недавние слухи о том, что Россия возвращается к концепции “Лиры”, говорит о том, что эволюция подводной войны продолжается — пусть и в рамках более тесного оборонного бюджета и новых приоритетов страны.

Советский Союз вступил в холодную войну, значительно отставая от США в области подводных технологий. В конце Второй мировой войны Советы получили в свое распоряжение несколько передовых немецких подлодок, однако США накопили более обширный опыт в области их строительства, а также борьбы с ними в ходе войны в Тихом океане и битвы за Атлантику. В сочетании с другими технологическими преимуществами США в первые два десятилетия холодной войны обладали значительным перевесом в создании подводных лодок (особенно ядерных).

Советские подлодки заметно отставали от западных — в частности, по малозаметности и надежности. Тогда, по завершении первых проектов, Советы решили сделать упор на сочетание грубой силы и исключительно рискованных высоких технологий.

Под грубой силой подразумевалась подлодка, способной передвигаться быстрее и погружаться глубже любых западных аналогов. Что же касается высоких технологий, то речь шла о передовой конструкции корпуса и реактора, а также использовании новых материалов. Плодом этой работы стал проект 705 “Лира” (по классификации НАТО: Alfa или “Альфа”). Подлодки этого класса Запад некоторое время, пусть и весьма непродолжительное, считал серьезной угрозой своему господству под водой.

Появление “Лиры”

Посредством подводных лодок класса “Лира” Советы намеревались решить две задачи. Во-первых, они хотели заполучить оружие, способное изменить сам характер морской войны в Северной Атлантике и в Арктике и которое бы бросило вызов подавляющему преимуществу НАТО в надводном флоте. И если на Западе предпочитали многоцелевые платформы, то советские подлодки были “заточены” под одну-единственную миссию — высокоскоростной перехват надводных эскадр НАТО, в особенности авианосных ударных групп (АУГ). Во-вторых, они хотели поскорее запустить процесс технологического развития и добиться новшеств, которые бы могли внедряться постепенно и использоваться при строительстве следующих поколений подводных лодок. Третья, побочная, задача заключалась в том, чтобы вынудить НАТО тратить время и деньги на борьбу с угрозой, которую потенциально будет представлять “Лира”.

Со второй задачей “Лира” явно справилась. Опираясь на промежуточную модель и развивая заложенные в нее идеи (ПЛАРК К-162 — по классификации НАТО Papa или “Папа”), “Лиры” получили титановый корпус, чтобы развивать высокие скорости и выдерживать экстремальные глубины. Для компактности экипажа на “Лирах” использовалась современные методы автоматизации основных систем управления, и это решение убыстряло время отклика, хотя в результате ремонтные работы и обслуживание в морских условиях значительно осложнились.

Для достижения высокой скорости “Лира” использовала удивительно передовой тип быстрого реактора с жидкометаллическим теплоносителем (сплав свинца). Он выдавал огромную мощность при небольших размерах. Однако при этом возникали значительные трудности в обслуживании, лишь немногие из которых можно было решить усилиями экипажа в открытом море. На самом деле, сложности с поддержанием “Лир” в рабочем состоянии у Советов возникали даже в портах.

Основные характеристики

“Лиры” вытворяли такое, что не могли повторить подлодки других классов (за исключением К-222, построенной по проекту 661 “Анчар”). Некоторые возможности остались непревзойденными и поныне. После погружения они развивали скорость до 41 узла (причем с поразительным ускорением). Глубина погружения достигала до 700 метров — это значительно больше, чем у аналогов НАТО того времени и даже современных подлодок.

Скорость и глубина погружения “Лиры” позволяли ей уклоняться от большинства существовавших на тот момент торпед НАТО, однако в боевых условиях эти возможности также затрудняли и выход на позицию атаки. Кроме того, из-за небольшого размера “Лиры” несли на борту меньший арсенал, чем большинство других советских лодок — от 18 до 21 торпед и крылатых ракет в различных сочетаниях. И все же этого было вполне достаточно, чтобы нанести серьезный урон морской группировке НАТО, у которой не было эффективных средств ответа.

от bunker

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*