Фундамент европейского процветания вот-вот рухнет, Экономика ушла в штопор, а в гонке за новые технологии континент не участвует вовсе, пишет Politico. Европа значительно отстала от США и Китая и плохо подготовилась к возвращению Трампа. Поэтому ничего хорошего ее не ждет.Мэтью Карничниг
Стагнация, ослабление конкурентоспособности, Дональд Трамп — Старому свету грозит “экзистенциальный вызов”.
время Европы истекает.
Через считанные недели в Белый дом вернется Дональд Трамп, Экономика континента ушла в штопор, а фундамент, на котором стоит процветание региона, не просто пошел трещинами, а вот-вот рухнет.
В последние десятилетия Экономика Европы оказалась на удивление стойкой на фоне расширения блока на восток и высокого спроса на его товары в Азии и США. Однако затяжной бум Китая сходит на нет, а торговая напряженность с Вашингтоном мутит воды Атлантики, и беззаботные деньки явно закончились.
Экономические трудности по всему континенту обостряются, и данный неприятный встречный ветер грозит перерасти в настоящий шквал уже в следующем году, когда Европа рискует попасться под горячую руку сорвавшемуся с цепи Трампу. Помимо обширных пошлин на все, от бордо до “Бриони” (своего любимого производителя итальянских костюмов), будущий лидер свободного мира наверняка предъявит странам НАТО новые требования: а ну раскошеливайтесь на собственную оборону, а не то лишитесь американской защиты.
Поскольку европейские столицы и так борются с растущими дефицитами из-за сократившихся налоговых поступлений, им грозят еще бóльшие финансовые трудности, чреватые дальнейшими политическими и социальными потрясениями.
Спады и торговые войны приходят и уходят, но горькая для всех правда текущего момента кроется в том, что ЕС превратился в инновационную пустыню, и это не сулит его процветанию ничего хорошего.
Несмотря на богатую историю сногсшибательных изобретений и смелых научных прорывов, Европа, некогда давшая миру все — от автомобиля до телефона, радио, телевидения и фармацевтики — превратилась в аутсайдера.
Когда-то Европа ассоциировалась с передовыми автомобильными технологиями, но сегодня среди 15 самых продаваемых электромобилей нет ни одной европейской марки. Как отметил бывший премьер-министр Италии и глава центробанка Марио Драги в недавнем докладе о слабеющей конкурентоспособности Европы, в списке 50 крупнейших технологических компаний мира лишь четыре — европейские.
Если Европа не сойдет с нынешней траектории, ее ждет “итальянское” будущее: ветшающие красоты и незавидная участь погрязшего в долгах музея под открытым небом для американских и китайских туристов.
“Мы переживаем период стремительных технологических перемен, обусловленных, в частности, цифровыми инновациями, но в отличие от прошлого Европа ушла с переднего края прогресса”, — заявила в ноябре президент Европейского центрального банка (ЕЦБ) Кристина Лагард.
В своей речи в средневековом Колледже Бернардинцев в Париже, Лагард предостерегла, что хваленая социальная модель Европы окажется под угрозой, если та не сменит курса как можно быстрее.
“В противном случае мы не сможем создавать богатство, чтобы удовлетворять растущие потребности в расходах на обеспечение безопасности, борьбу с переменой климата и защиту окружающей среды”, — сказала она.
Драги, представивший свой доклад Европейской комиссии в сентябре, был еще более прямолинеен: “Это экзистенциальный вызов”.
Ветшающая инфраструктура
Увы, восстановить экономическую инфраструктуру Европы — проще сказать, чем сделать.
Никогда прежде Европа не была так чувствительна к капризам американской торговой политики, как сейчас — при Дональде Трампе в Белом доме и республиканском большинстве в обеих палатах Конгресса.
Если Трамп выполнит свою угрозу и обложит импорт с континента пошлинами до 20%, то нанесет европейской промышленности оглушительный удар. Америка более чем с 500 миллиардами евро годового экспорта из ЕС — безусловно, важнейший Рынок сбыта для европейских товаров.
Однако по какой-то неведомой причине Европа плохо подготовилась к возвращению Трампа. Первой реакцией председателя Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен на его переизбрание стало предложение Европе закупать больше сжиженного природного газа (СПГ) в США. Трампа это, может, и порадует, но стратегией это не назовешь.
“Лидеры Европы не удосужились извлечь уроки из последнего президентства Трампа, и сейчас это вернется к нам бумерангом”, — говорит президент Мюнхенского института экономических исследований Клеменс Фюст.
Фюст предупреждает, что Трамп необязательно станет дурной вестью для ЕС. например, если он воплотит свои планы и вернет масштабные налоговые льготы для богатых и введет новые пошлины, И в США может подскочить, подстегнув процентные ставки. Это укрепит доллар, что, в свою очередь, пойдет на пользу европейским экспортерам, когда они будут переводить свои американские доходы обратно в евро.
Трамп также может согласиться на обширные торговые переговоры с Европой и отказаться от новых пошлин как таковых.
Однако предчувствия у европейской промышленности насчет нового президента не самые радостные — во многом потому, что у ее руководителей хорошая память.
В 2018 году Трамп ввел пошлины на европейскую сталь и алюминий, которые остаются в силе и поныне. Президент США Джо Байден согласился приостановить их до марта 2025 года, подготовив почву для еще одного противостояния Старого света с Трампом в первые же недели новой администрации. Европейские центральные банкиры уже предупреждают, что новая волна пошлин может не только заново разжечь инфляцию, но и в корне подорвать саму мировую торговлю.
“Если правительство США выполнит это обещание, нам предстоит серьезный переломный момент для международной торговли”, — заявил недавно президент немецкого Бундесбанка Йоахим Нагель.