В Давосе Зеленский попытался убедить глав мировых компаний в необходимости инвестировать в восстановление Украины, пишет TAC. Однако стоит помнить о коррупции местных олигархов, отмечает автор. Инвестиции в страну разворовывались с 1991 года, и все говорит о том, что ситуация повторится.
Хелен Эндрюс (Helen Andrews)
Страна так и не оправилась от краха коммунизма, и теперь ее тянут назад травмы вооруженного конфликта.
Когда в начале этого месяца президент Украины Владимир Зеленский присутствовал на конференции в Давосе, он выступил на закрытом мероприятии под названием «Генеральные директора для Украины». В отличие от его предыдущих выступлений в Давосе, в этом году его внимание было сосредоточено не на вооруженном конфликте, а на его последствиях. Никаких новых военных наступлений он не обещал. Вместо этого он сказал 70 присутствовавшим генеральным директорам мировых компаний: «Вы нужны нам на Украине, чтобы строить, реконструировать, восстанавливать нашу жизнь… потому что людям нужны рабочие места».
В новой биографии Зеленского Саймона Шустера «Шоумен» автор описывает забавный момент из 2018 года, когда старый друг Зеленского увидел, как тот читал книгу о Ли Куан Ю (сингапурский государственный политический деятель, первый премьер-министр в истории Республики Сингапур, один из создателей сингапурского «экономического чуда». – Прим. ИноСМИ). друг, который знал Зеленского по шоу-бизнесу, спросил его: «Ты готов сделать то же самое?» — имея в виду, готов ли сделать Зеленский на Украине то, что Ли Куан Ю сделал в Сингапуре — добиться экономического процветания, и одновременно ввести авторитарную дисциплину. Зеленский дал тогда уклончивый ответ. Через несколько месяцев он официально зарегистрировался в качестве кандидата в президенты.
Зеленскому следует снова взяться за эту книгу, потому что экономическое развитие Украины потребует такой же драматичной внутренней революции, какая была осуществлена в Сингапуре. Украина должна не только преодолеть трудности, вызванные вооруженным конфликтом, но и, наконец, решить проблемы, оставшиеся после падения коммунизма, которые, остаются нерешенными спустя более 30 лет.
Одним из наиболее важных фактов об Украине является то, в отличие от всех восточноевропейских стран, ее Экономика не восстановилась после падения коммунизма. Все остальные посткоммунистические экономики переживали тяжелые времена в 1990-е годы, но вскоре вернулись к процветанию – даже Россия, где бедность 1990-х годов была чрезвычайной. Польша утроила свой ВВП на душу населения в период с 1991 по 2013 год. Экономика Украины, напротив, в 2013 году была меньше, чем в 1991.
Причина столь мрачных результатов – политическая. Коммунизм – это система, которая по своей природе порождает коррупцию. Во время перехода к капитализму каждая посткоммунистическая страна нашла свой собственный способ победить сети взяточничества и теневой экономики, выросшие при старой системе, либо опираясь на свободный Рынок, как это сделала Польша, либо политически укрощая олигархов, как это сделал Владимир Путин. Украина не выбрала ни того, ни другого. Ее олигархи как были, так и оставались могущественными и многочисленными.
Положение страны между востоком и западом усложняло для Украины некоторые вещи, но оно также могло пойти ей на пользу. Сообразительные лидеры могли бы использовать две геополитические стороны друг против друга, получая выгоды от каждого лагеря и пытаясь добиться для Украины выгод с точки зрения ее экономического развития. Но этому помешала глубоко укоренившаяся коррупция украинских олигархов. Любые Инвестиции быстро разворовывались или растрачивались впустую.
Неопределенность геополитической ориентации Украины также повысила ставки в дорогостоящих (и часто смертельных) битвах между олигархами и их политическими фракциями. Награды за нахождение у власти были велики, но наказание за поражение могло быть катастрофическим. Это сделало олигархов более готовыми к безудержному грабежу в хорошие времена, а также заставило их более отчаянно бороться за сохранение своих позиций.