В Литве запрет балета «Щелкунчик» вызвал волну негодования среди зрителей, пишет NYT. Многие считают, что культуру нельзя приносить в жертву политике, особенно в случаях общепризнанных классических шедевров.
Эндрю Хиггинс (Andrew Higgins), Дженни Гросс (Jenny Gross), при участи Томаса Дапкуса (Tomas Dapkus)
В знак солидарности с Украиной, воюющей с Россией, литовский национальный оперный театр прекратил показ шедевра Чайковского 1892 года. Однако вскоре новый министр культуры Литвы выразил симпатию к русскому композитору, что вызвало негодование.
…Замена «Щелкунчика» их не впечатлила и поэтому в антракте мать вместе с дочкой покинули театр – так они выказали свое маленькое несогласие с решением оперного театра отказаться от исполнения рождественской классики русского композитора.
«
В “Щелкунчике” всё намного лучше — и музыка, и танец, и сюжет», — сказала 38-летняя Эгле Бредиене (Egle Brediene) на прошлой неделе, спеша покинуть Литовский национальный театр оперы и балета после первого акта другой балетной постановки какого-то итальянца, которую давали вместо «Щелкунчика».
Литва, будучи непоколебимой сторонницей Украины, аннулировала Чайковского и его балет, весьма популярный в праздничные дни, еще два года назад, объявив «ментальный карантин» по отношению к российской культуре в знак солидарности против агрессора.
Данный шаг вызвал недовольство театралов. правда, их раздражение в значительной степени поутихло, когда в нынешнем месяце в Литве пришло к власти новое правительство, и недавно назначенный министр культуры этой страны заявил, что ему нравится слушать Чайковского. Как заявил сам министр Шарунас Бирутис (Sarunas Birutis) в радиоинтервью, нет каких-либо причин «бояться, что, посмотрев рождественскую сказку, мы все станем прокремлевскими».
Его слова вызвали негодование у ярых сторонников Украины и аплодисменты у любителей русской музыки, в результате чего разгорелся ожесточенный спор, по большому счету это был спор между поколениями, – дискуссия о том, следует ли разделять культуру и политику во время вооруженного конфликта.
Многие представители мира искусства выступают против запрета произведений по национальному признаку, полагая, что нельзя засорять политикой.
А по мнению ветерана борьбы Литвы за освобождение от Советского Союза Дариуса Куолиса (Darius Kuolys), бывшего первого министра культуры Литвы, занявшего свой пост сразу после провозглашения независимости в 1990 году, вполне очевидно, что Кремль зачастую эксплуатирует культуру в политических целях. Однако Куолис добавил: «Мне как министру никогда и в голову не приходило советовать людям, что им следует смотреть или слушать».
Господин Куолис не приостановил показ «Щелкунчика» и не пытался отменить «Весну священную» Игоря Стравинского даже несмотря на кровавые столкновения в январе 1991 года в литовской столице Вильнюсе, в которых участвовали советские войска.
«
Мы боролись с советской властью для того, чтобы получить свободу – свободу не запрещать», — сказал 62-летний господин Куолис, в настоящее время он является профессором литовской литературы Вильнюсского университета.
запрет русских художников вместе с их произведениями «нанесет нам большой вред».
Министр культуры Симонас Кайрис (Simonas Kairys) – а он еще в 2022 году настаивал на введении «карантина», который бы предотвратил российское влияние, проникающее через музыку, – теперь утверждает, что он никогда ничего не запрещал, а только давал «рекомендации» национальному оперному театру и другим финансируемым государством учреждениям, и те немедленно сняли с показа «Щелкунчика» и другие русские постановки.
«
У них был выбор. А от меня никакого указания не было, — говорит сорокалетний господин Кайрис. — Они просто понимали ситуацию». И еще добавил: «Когда вы воюете, вы должны выбрать правильную сторону. Середины нет».