- Истребители, на старт!
- Цена имеет
В небе над линией фронта на Украине все чаще происходят воздушные бои между дронами, пишет SZ. Беспилотники самых разных типов и назначений являются неотъемлемой частью обеих армий. стороны экспериментируют, как эффективнее их использовать для уничтожения объектов врага.
В последнее время с Украины приходит все больше подтверждений воздушных боев между российскими и украинскими дронами. Операторы уже целенаправленно отрабатывают столкновения в воздухе.
Российская спецоперация на Украине — первый большой конвенциональный конфликт, в которой дроны являются неотъемлемой частью обеих армий. Причем дроны самых разных типов и назначений, начиная с больших, которые могут атаковать цели на расстоянии более чем тысяча километров за линией фронта, и заканчивая небольшими аппаратами с дальностью не более километра.
Особенно над линией фронта небо иногда кишит беспилотниками. После взятия Авдеевки российские блогеры сетовали, что продвигаться можно было куда быстрее, если бы противники не применил столько дронов-камикадзе. Солдатам в секторе приходилось просто игнорировать воздушные тревоги, потому что иначе они бы смотрели исключительно только на небо.
Таким образом, Украина по сути от безысходности (из-за дефицита артиллерийских снарядов и противотанкового оружия) вынуждена полагаться в обороне именно на малые атакующие дроны. Еще в прошлом году украинцы сообщили, что планируют отправить в бой около миллиона беспилотников. Насколько можно судить, эта цель вполне реальна. Можно даже допустить увеличение производства дронов, скажем, до двух миллионов штук.
Сегодня дронов на фронте столько, что они атакуют отдельные цели группами. Они вылетают в составе формирований, где есть устройства с разными типами зарядов, по-разному действующими на разные цели. Некоторые, например, оснащены термобарическим снарядом, который особенно эффективен в закрытых помещениях, таких как укрытия и бункеры. У других заряд, создающий множество осколков, чтобы они максимально действовали на открытом пространстве против живой силы или целей с легкой броней. Разумеется, есть и дроны с противотанковыми зарядами.
Защищаться от их ударов сложно. Обычные противовоздушные системы предназначены, как правило, для защиты от самолетов или вертолетов, а не от небольших беспилотных аппаратов. В этом конфликте уже много раз случалось, что радары и пусковые установки зенитных ракет повреждались именно дронами, которые просто буквально недосягаемы для них.
Радары способны обнаруживать и небольшие цели, но тогда они будут «реагировать на любую пролетающую мимо птицу», как сказала аналитик Сара Крепс. Кроме того, дронов в воздухе огромное количество. Украина может произвести их миллион, но точно не способна выпустить миллион управляемых ракет.
Обе стороны на Украине, таким образом, экспериментируют. один из вариантов — радиоэлектронная борьба, другой — усиленная физическая защита (пусть и странная на вид), а кроме того, спасает и скорость. Тем не менее даже все вместе взятое не спасает гарантированно, и поэтому обе стороны все чаще прибегают еще к одному способу — преследованию одних дронов другими.
Истребители, на старт!
Это логичная идея по нескольким причинам. Во-первых, дронов, прежде всего небольших, в распоряжении по-настоящему много. Их столько, что в некоторых случаях пилоты соседних подразделений перекрывают друг другу частоты, на которых управляют дронами.
Учитывая количество дронов по обе стороны, столкновения неизбежны. Еще в 2022 году появились первые видеокадры воздушных боев, в которых операторы применяли невооруженные аппараты для того, чтобы сбить противника.