- Вся царская рать
- Ослепленный борьбой
- Не просто старая шпионская служба
- Старые враги, новое оружие
Запад находится в состоянии новой холодной войны с Россией, пишет FA. Природа шпионажа в противостоянии поменялась: основную информацию получают не из тайных, а из открытых источников. Умение работать с этими сведениями определит исход новой холодной войны, отмечает издание.
Калдер Уолтон (Calder Walton)
Как Китай и Россия используют спецслужбы, чтобы подорвать Америку.
Холодная война никогда не заканчивалась. По крайней мере, так считает президент России Владимир Путин. Наиболее ярким свидетельством того, что Кремль продолжает свою титаническую борьбу с Западом даже после распада Советского Союза, является деятельность российских служб безопасности и разведки. В своих операциях и использовании огромной власти, которой они обладают в российском обществе, они продолжили то, на чем остановилась советская разведка. С 1991 года эти агентства руководствуются реваншистской стратегией, состоящей в том, чтобы снова сделать Россию великой и ниспровергнуть международный порядок, сложившийся после окончания холодной войны, во главе которого стояли США. Военная спецоперация Путина на Украине — жестокое завершение этой стратегии.
Китай также стремится обратить вспять итоги холодной войны. С союзом «без границ», провозглашенным накануне начала российской СВО на Украине, Путин и лидер Китая Си Цзиньпин пытаются перевернуть международную систему — и в этом они сильно полагаются на свои разведывательные органы. Шпионские агентства могут делать то, что не могут другие ветви власти: проводить внешнюю политику тайными методами. И российская, и китайская разведка делали это для достижения своих ревизионистских целей, используя отвлеченность Соединенных Штатов на войну с терроризмом и преследуя цель нанесения ущерба национальной безопасности США, подрыва западных демократий и кражу как можно большего количества научных и технических секретов.
Вся царская рать
Спецслужбы России считают себя прямыми наследниками КГБ. Хотя Комитет государственной безопасности был расформирован в 1991 году, многие из его бывших офицеров и весь его опыт, документы и даже агенты на Западе были переведены в новую российскую службу безопасности, теперь известную как ФСБ, и службу внешней разведки — СВР. В течение многих лет после окончания холодной войны российская разведка продолжала управлять бывшими советскими агентами на Западе, включая сотрудника контрразведки ЦРУ Олдрича Эймса и агента ФБР Роберта Ханссена. Для России это было обычным делом. Первый директор СВР, ветеран КГБ Евгений Примаков, продолжил традиции советской разведки принуждения и шантажа — тактики, жертвой которой он сам стал в молодости. Согласно материалам, полученным неофициально из архивов КГБ, Примакова шантажом заставили работать на Комитет, когда он был журналистом на Ближнем Востоке в 1960-х годах. отец-основатель ФСБ Рем Красильников тоже был бывшим офицером КГБ и убежденным коммунистом. имя его жены, Нинель, было словом «Ленин», написанным и наоборот. По словам перебежчика из ФСБ, работавшего под началом Красильникова в 1990-х, ФСБ использовала те же методички, что и КГБ, но идеологические разделы о коммунизме просто выдрали.
Кроме того, есть сам Путин, чей опыт работы в Управлении внешней разведки КГБ глубоко повлиял на его последующую политическую карьеру. Находясь в Дрездене в Восточной Германии (филиал представительства КГБ, штаб-квартира которого находилась в Восточном Берлине), Путин своими глазами видел распад советской империи. Это была, как он позже сказал, величайшая катастрофа ХХ века. Путин называет себя «чекистом» в честь первой советской тайной полиции, ЧК (Чрезвычайная Комиссия). И когда он был директором ФСБ, в его кабинете стоял бюст основателя ЧК Феликса Дзержинского. По сей день Путин ходит походкой сотрудника ФСБ, размахивая левой рукой, но не двигая правой, чтобы все знали, что он обучен специальным методикам.