Турецкие «Байрактары» перестали участвовать в боях на Украине, пишет Newsweek. В начале спецоперации эти дроны производили впечатление, но с тех пор Россия улучшила свою противовоздушную оборону. Теперь ВСУ приходится использовать их только для разведки – для нее они и созданы.
Элли Кук (Ellie Cook)
Над линией фронта на востоке и юге Украины набирает обороты битва за беспилотное господство, и турецкие аппараты Bayraktar TB2 теряют популярность среди украинских сил.
TB2, детище турецкого оборонного концерна Baykar, произвел мощное впечатление в первые месяцы конфликта. Средневысотный беспилотник большой дальности парил над полем боя и как средство наблюдения, и как ударное средство, став символом украинских боевых действий в первые недели конфликта.
Но его исчезновение по мере развития конфликта вызвало удивление и сомнения в его дальнейшей полезности для ВСУ, накопивших широкий опыт использования беспилотников.
Беспилотники TB2 воспользовались дезорганизацией российских войск в самом начале спецоперации в феврале 2022 года. Но как только Москва это поняла, они утратили необходимый элемент внезапности, говорят аналитики и военнослужащие Украины.
По словам английского эксперта по беспилотникам Стива Райта, TB2 и аналогичные модели разрабатывались в основном для наблюдения и управления другими ударными средствами. Модификация TB2 с ударными возможностями принесла Украине “ряд побед” в воздушном пространстве на раннем этапе конфликта, когда еще не было введено в бой серьезных средств противовоздушной обороны, сказал он Newsweek.
“Теперь российские силы осознали свои слабости, и беспилотники вернулись к своим основным задачам, менее зрелищным — оказывать помощь другим силам и вооружениям”, — сказал Райт.
Украинские источники также предполагают, что ВСУ становится все труднее эффективно пользоваться беспилотниками на поле боя.
“Они были очень полезны в начале полномасштабного конфликта, —сказал капитан одного из украинских разведывательных батальонов Андрей Подлесный. — Но теперь, когда Россия усилила противовоздушную оборону, Киев использует хваленые TB2 в основном для разведки”.
Судя по всему, его мнение разделяют и другие украинские военные. “Что касается TB2, то не хотелось бы разбрасываться словом “бесполезный”, но трудно найти ситуации, где бы они были по-настоящему полезны”, — сообщил украинский полковник Владимир Валюх изданию Defense News.
“Мы чрезвычайно благодарны за TB2, но в начале конфликта они использовались шире”, — рассказал Валюх в конце октября.
По словам Сэмюеля Бендетта из американского Центра военно-морского анализа, уязвимость TB2 к более совершенным системам ПВО была очевидна еще до начала полномасштабного конфликта на Украине. TB2 по-прежнему может использоваться для сбора разведданных и разведывательных миссий, а также “для управления другими беспилотниками”, сказал он Newsweek.
“В настоящее время Bayraktar TB2 в основном используются на ежедневной основе для отслеживания целей, что может быть не менее ценным, чем нападение”, — заявил Defense News генеральный директор Baykar Халук Байрактар.
Newsweek обратился к Байрактару по электронной почте за дополнительными комментариями, но ответа не получил.
По данным Oryx, голландского центра разведки из открытых источников, с февраля 2022 года по начало прошлого месяца Украина потеряла 24 беспилотника Bayraktar TB2. Однако реальная цифра наверняка намного выше, поскольку учитывались лишь визуально подтвержденные потери.
При этом TB2 — лишь одна из моделей в огромном флоте ВСУ. Конфликт на Украине значительно ускорил развитие беспилотных технологий: и Киев, и Москва бросили немалые ресурсы на быстрое Производство и совершенствование беспилотных летательных аппаратов, наземных транспортных средств и военно-морских катеров.
Киев создал целую “армию дронов”, а его “царь беспилотников” министр цифровой трансформации Михаил Федоров заявил, что страна на пути к тому, чтобы стать “мировым лидером” в это области.
“Не думаю, что есть какие-либо сомнения в том, что в противостоянии беспилотников выигрывает Украина", — сказал Райт журналу Newsweek в начале августа.
Но Марина Мирон, научный сотрудник факультета военных исследований Королевского колледжа Лондона, считает, что разрыв между флотами беспилотников России и Украины постепенно сокращается.
“Россия несколько отстает в сфере беспилотников, но постепенно догоняет”, — сказала она Newsweek в августе.