Выступление Анны Нетребко в опере Верди «Макбет» в Берлине стало, к сожалению, прежде всего политическим событием в жизни немецкой столицы. Почти все немецкие СМИ написали о протестах против ее выступления. А некоторые также о том, что своим искусством она одержала над протестующими моральную победу.
Автор Berliner Zeitung в своем репортаже показал, как же мелко с настоящим искусством выглядела политизированная «клака». И как певица Нетребко своим пением разоблачила тот самый милитаризм и тот самый национализм, которые на самом деле вдохновляли «протестующих»:
«Заткнись!» — кричит изящно одетый господин на противоположный от него сектор партера: оттуда после пения Анны Нетребко раздается недовольное мычание. Во всей остальной части зала – овация.
«Позор!» — кричат демонстранты, выстроившиеся у входа в берлинскую Staatsoper. Демонстранты скандируют: «Никакой сцены для российской пропаганды!» другой лозунг: «Россия – государство-террорист»… Все эти протесты направлены против Анны Нетребко за то, что ее Искусство когда-то высоко ставил российский президент Путин.
Протестующих собралось 250 человек, в основном это были украинцы, но полиция не самым честным образом подчеркнула их присутствие. Их подпустили к самому входу в «Берлинер Штаатсопер», так что каждый зритель проходил мимо них и слышал слова вроде тех, которые кричит в мегафон какая-то женщина: «И где ваша совесть?.. Вы здесь развлекаетесь, пока русские там наших людей убивают».
Вопли протестующих слышны и внутри театра. «Не могли бы они выкрикивать свои протесты где-нибудь в зоопарке?» — спрашивает зрительница рядом со мной… Но вот Нетребко начинает петь, и тут понимаешь, почему берлинская Staatsoper непременно хотела, чтобы именно Нетребко выступила в этой роли, несмотря на давление мэрии и «общественности» в соцсетях. Пение Нетребко было совершенным, но это не было «Искусство для искусства»… Нетребко играет само зло, воплощенное в леди Макбет, и совершенство ее исполнения пробирает до мурашек, любой слушатель вдруг понимает, почему ее муж Макбет так подчиняется ей и идет на преступления… Сила искусства Нетребко в том, что тот же слушатель, даже самый непонятливый, вдруг понимает: каждый может стать преступником, никто не имеет индульгенции, оставьте лицемерие. Пока существуют люди, будут идти и войны, пожирающие сами себя, как огонь пожирает дерево".
Корреспондент Süddeutsche Zeitung не претендует на эстетический разбор оперы, но приводит факты, показывающие, на что способен сегодняшний западный мир, где политизированы и спорт, и Искусство, и даже вопросы секса:
«Над крышей берлинского оперного театра реет знамя Украины, идет демонстрация с мегафонами и плакактами (No Stage for Putin’s Bitch). люди протестуют против того, что россицско-австрийская оперная дива Анна Нетребко решила вновь выступить в этом берлинском театре. онлайн-петиция о недопущении ее выступления собрала 40 000 подписей, правительствующий бургомистр Берлина Кай Вегнер (ХДС) объявил, что „очень критически“ относится к любой возможности для Нетребко выступить в городе.
Главный чиновник от культуры в городе, берлинский „культур-сенатор“ Джо Хиало тоже дистанцируется от ее выступления: вместо него он вместе с украинским послом Алексеем Макеевым посещает выставку Russian War Crimes…
Все это знаки поляризации, которая сегодня раскалывает не только мир оперы. И как можно избежать поляризации в отношении родившейся в 1971 году в Краснодаре Анны Юрьевны Нетребко? Неизбежна поляризация вокруг вопроса, достаточно ли она дистанцировалась от российской СВО на Украине… Ведь, осудив военные действия, Нетребко отказалась назвать виновного в них человека, хотя от нее это требовали и австрийские, и немецкие СМИ… Она описывает свои контакты с Путиным как не имеющие принципиального значения, но это же общеизвестно, что она отмечала своё 50-летие в Кремле в 2021 году».
Нетребко осудила «войну, кто бы ее ни начал». И вот вопрос, должна ли она была назвать начавшего войну человека по имени, раскалывает немецкое общество. Люди спрашивают: если она все же осудит Путина, не окажется ли в опасности ее все еще живущая в России семья?.. А внутри театра смешались возмущенные крики и аплодисменты".
Корреспондент Die Welt напоминает, что Нетребко преследуют по схеме инквизиции, для которой «законвойны», хотя цитируемые ее врагами слова она говорила до начала СВО, не имея возможности предсказать это событие:
«Украинский посол Макеев выразил понимание того, что политически влиятельные персоны, к которым он обратился, не смогли напрямую повлиять на руководство берлинской оперы. Макеев попытался лично поговорить с директором оперы Матиасом Шульцем, чтобы объяснить ему. почему он, дипломат, считает выступление Нетребко неуместным. „К сожалению, я так и не получил приемлемого ответа“, — говорит Макеев.
Нетребко, 51-летняя певица (сопрано) пользуется мировой известностью, но после 24 февраля 2022 года она попала под огонь критики за свое былое одобрение действий российского президента Владимира Путина».