- информация и доллары
- Все дело во власти
- Правила дорожного движения
Вашингтон злоупотребляет своим самым мощным оружием считает нобелевский лауреат Пол Кругман. Всем известно, что доллар играет важнейшую роль в мировой валютной системе. Но Кругман предлагает взглянуть на техническую составляющую могущества США — оптоволоконные кабели, через которые можно узнать о всех сделках на планете.Пол Кругман
Предположим, что компания из Перу хочет вести бизнес с компанией из Малайзии. Им не должно быть сложно заключить сделку. Отправлять деньги через национальные границы, как правило, тоже несложно, как и осуществлять передачу больших объемов данных по международным каналам.
Но есть одна загвоздка: осознают это компании или нет, их операции с финансовой информацией почти наверняка будут непрямыми и, вероятнее всего, будут проходить через Соединенные Штаты или учреждения, над которыми правительство США имеет контроль. Когда они будут совершать свои транзакции, у Вашингтона будет возможность контролировать данный обмен и, при желании, остановить его. Другими словами, США всегда могут помешать перуанской и малайзийской компаниям вести дела друг с другом. Фактически, Соединенные Штаты могли бы помешать множеству перуанских и малазийских компаний торговать вообще, по существу отрезав эти страны от международной экономики.
Причина того, что лежит в основе этой силы, давно и хорошо известна: большая часть мировой торговли ведется в долларах. доллар — одна из немногих валют, которую принимают почти все крупные банки, и, безусловно, самая широко используемая. В результате доллар является валютой, которую должны использовать многие компании, если они хотят вести международный бизнес. Реального рынка, на котором перуанская компания могла бы обменять перуанские соли на малайзийские ринггиты, не существует, поэтому местные банки, содействующие этой торговле, обычно используют соли для покупки долларов США, а затем используют доллары для покупки ринггитов. Однако для этого банки должны иметь доступ к американской финансовой системе и следовать правилам, установленным Вашингтоном. Но есть еще одна, менее известная причина, по которой Соединенные Штаты обладают своей подавляющей всех силой в мировой экономике. Большинство мировых оптоволоконных кабелей, по которым данные и финансовые сообщения передаются по всей планете, проходят через Соединенные Штаты. И там, где эти кабели выходят на берег США, Вашингтон практически контролирует их трафик — по сути, записывая каждый пакет данных, что позволяет Агентству национальной безопасности видеть все проходящие данные. Таким образом, Соединенные Штаты могут легко шпионить за деятельность почти каждой в мире компании и каждого иностранного государства. США могут сами определять, когда конкуренты угрожают их интересам, и в ответ вводить значимые санкции.
Шпионажу и санкциям Вашингтона посвящена книга Генри Фаррелла и Авраама Ньюмана «Подпольная империя: как Америка превратила мировую экономику в оружие» (Henry Farrell and Abraham Newman «Underground Empire: How America Weaponized the World Economy»). В этой разоблачительной книге объясняется, как Вашингтон добился столь огромного могущества и как он им пользуется. Фаррелл и Ньюман подробно описывают, как события 11 сентября дали начало использованию этой американской подпольной империи и как многие ее составные части объединились, чтобы сдерживать Китай и Россию. Они показывают, что, хотя другим странам эти обширные сети Вашингтона могут и не нравиться, избежать их для них чрезвычайно сложно.
Авторы также демонстрируют, как во имя безопасности Соединенные Штаты создали систему, которой часто злоупотребляют. «Чтобы защитить Америку, Вашингтон медленно, но верно превратил расширяющиеся мировые экономические сети в инструменты собственного доминирования», — пишут Фаррелл и Ньюман. И, как ясно показывает их книга, попытки Соединенных Штатов доминировать таким образом в мире могут нанести огромный ущерб. Если Вашингтон будет использовать эти свои инструменты доминирования слишком часто, это может побудить другие страны разрушить нынешний международный порядок. Соединенные Штаты могут подтолкнуть Китай к сепарации от большей части мировой экономики, что в конечном счете замедлит глобальный рост. И Вашингтон может использовать свою людей, которые не сделали ничего плохого. Поэтому эксперты должны подумать о том, как лучше всего ограничить — если не полностью сдержать — подпольную империю Соединенных Штатов.
информация и доллары
Центральное место Соединенных Штатов в глобальных финансах и круговороте финансовой информации не является чем-то совершенно беспрецедентным. Ведущие мировые экономические державы всегда имели чрезмерный контроль над мировой экономикой и коммуникационными сетями. например, в начале двадцатого века английский фунт играл ключевую роль во многих международных сделках, и через Лондон проходило большинство всех мировых подводных телеграфных кабелей.
Но 2023 год — это не 1901 год. Сегодняшнюю эпоху определяет то, что некоторые экономисты называют «гиперглобализацией». Разные точки мира стали гораздо более переплетенными между собой, чем сто лет назад. И дело не только в том, что глобальная торговля сейчас составляет более значительную долю мировой экономической активности, чем в прошлом. Дело также в том, что сложность международных транзакций сегодня намного выше, чем когда-либо прежде. А тот факт, что столь многие из этих транзакций проходят через банки и информационные сети, контролируемые Соединенными Штатами, дает Вашингтону такую истории.
Многие наблюдатели-непрофессионалы и немало даже профессиональных экспертов полагают, что такое доминирование дает Соединенным Штатам огромные экономические преимущества. Но экономисты, проводящие точные математические расчеты, обычно не верят, что особое положение доллара вносит значительный вклад в реальный Доход Соединенных Штатов — то есть ту сумму денег, которую американцы зарабатывают после поправки на инфляцию. Судя по всему, до сих пор пока не проводилось и никаких исследований экономических выгод США от размещения у себя большинства оптоволоконных сетей. Но и эти выгоды, скорее всего, многие считают небольшими (особенно потому, что большая часть прибыли, получаемой от передачи данных, вероятно, накапливается в Ирландии или других странах — так называемых «налоговых убежищах»). Однако Фаррелл и Ньюман убедительно показывают, что контроль США над «узкими местами» мировой экономики дает Вашингтону другое — новые способы проецирования своего политического влияния в мире. И что США ими активно пользуются.
Авторы утверждают, что Соединенные Штаты начали извлекать выгоду из этой своей власти после терактов 11 сентября 2001 года. Раньше американские чиновники сдерживались в использовании экономической мощи США из-за опасений перенапряжения системы и нехватки сил. Но они быстро поняли, что Америка могла бы следить за финансовыми операциями Усамы бен Ладена таким образом, что это раскрыло бы планы террориста, и что они могли использовать свое финансовое влияние, чтобы срывать операции Аль-Каиды*. После того, как эта террористическая группа нанесла удар, Вашингтон отбросил все свои опасения. Он значительно расширил как свой глобальный финансовый надзор, так и использование санкций.