Пт. Апр 26th, 2024

Cтроительство бункера и выживание

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, поджидают близкие неприятности. /Конфуций/

Эксперты RAND предложили США сделать четыре шага к завершению конфликта на Украине

Аналитики американского исследовательского центра RAND предложили США сделать несколько вещей, которые могли бы привести к прекращению конфликта на Украине. Речь об этом идет в докладе организации под названием «Как избежать долгой войны на Украине».

Самуэль Чарап (Samuel Charap), Миранда Прибе (Miranda Priebe)

Чем все это закончится? Этот вопрос все чаще доминирует при обсуждении российско-украинского конфликта в Вашингтоне и других западных столицах. Хотя успешное украинские контрнаступление в Харькове и Херсоне осенью 2022 года и возродили оптимизм в отношении перспектив Киева на поле боя, заявление президента России Владимира Путина от 21 сентября о частичной мобилизации и «освобождении» четырех украинских областей стало суровым напоминанием о том, что этот конфликт далек от разрешения. Бои продолжаются уже на фронте почти 1000 километров. Переговоры о прекращении конфликта приостановлены с мая. Его перспективы и окончательный исход, конечно, во многом будут определяться политикой Украины и России. Но Киев и Москва — не единственные столицы, заинтересованные в происходящем. Этот конфликт является самым значительным межгосударственным военным конфликт последних десятилетий, и его эволюция будет иметь серьезные последствия для Соединенных Штатов. Уместно оценить, как может развиваться этот конфликт, какими могут быть альтернативные варианты его разрешения для интересов США и что может сделать Вашингтон, чтобы продвигать те из них, которые наилучшим образом отвечают интересам США.

Некоторые аналитики утверждают, что конфликт движется к исходу, который принесет выгоду Соединенным Штатам и Украине. По состоянию на декабрь 2022 года Украина имела определенный боевой импульс и, вероятно, могла бы сражаться до тех пор, пока ей не удастся вытеснить российскую армию из страны. Сторонники этой точки зрения утверждают, что риски применения Россией ядерного оружия или войны с Организацией Североатлантического договора (НАТО) остаются управляемыми.

После изгнания из Украины у наказанной России не останется иного выбора, кроме как оставить соседа в покое и даже выплатить репарации за причиненный ущерб. Однако исследование прошлых конфликтов и внимательное изучение хода нынешнего позволяют предположить, что такой оптимистичный сценарий маловероятен.

В своем Исследовании мы рассматриваем возможные варианты, по которым может пойти российско-украинский конфликт, и то, как они могут затронуть интересы США. Мы также рассматриваем и то, что Соединенные Штаты могли бы сделать, чтобы повлиять на ход конфликта.

Важное предостережение: это исследование концентрируется прежде всего на интересах США, которые часто совпадают с интересами Украины, но не являются полными синонимами. Мы признаем, что именно украинцы сражались и умирали, защищая свою страну. Украинские города сравнены с землей; украинская экономика разрушена; украинцы стали жертвами военных преступлений российской армии. Тем не менее, правительство США, обязано перед своими гражданами определить то, как различные варианты развития конфликта повлияют на интересы США, и изучить их возможное влияние развития конфликта для продвижения этих интересов.

Ключевые факторы, определяющие варианты развития конфликта

Многие аналитики выдвигают сценарии краткосрочного завершения конфликта — своего рода эндшпиля.

Хотя такие сценарии и являются важными конструкциями для размышлений о будущем, они дают мало пользы для определения того, какие возможные варианты развития конфликта наиболее выгодны для Соединенных Штатов. Американским политикам полезнее рассмотреть, какие конкретные аспекты будущего хода конфликта окажут наиболее существенное влияние на интересы США. Вместо богатых описательных сценариев мы рассматриваем пять ключевых факторов, определяющих альтернативные варианты развития конфликта:

• возможное использование Россией ядерного оружия

• возможная эскалация конфликта между Россией и НАТО

• размер контролируемой Украиной своей территории

• продолжительность конфликта

• форма его прекращения

В этом разделе мы опишем каждый из этих факторов, рассмотрим, как они могут меняться, и исследуем взаимоотношения между ними. Мы также объясняем, как различные вариации этих пяти факторов влияют на интересы США.

Возможное использование Россией ядерного оружия

Призрак использования Россией ядерного оружия преследует этот конфликт с самого начала. Объявляя о начале спецоперации в феврале 2022 года, Путин пригрозил любой стране, которая попытается вмешаться в дела Украины, последствиями «такими, которых вы никогда не видели за всю свою историю». Через неделю он отдал приказ об «особом режиме боевого дежурства» для ядерных сил России.

В октябре 2022 года Москва заявила, что Киев планировал взорвать радиоактивную «грязную бомбу» на Украине в ходе операции «под ложным флагом», а затем обвинить в этом Россию. Официальные лица США были обеспокоены тем, что Россия продвигает эту историю именно для того, чтобы создать предлог для применения ядерного оружия.

И, возможно, больше всего западные правительства уверились в том, что Москва рассматривала возможность использования тактического ядерного оружия (НСЯО) с учетом российских потерь своих военных позиций осенью 2022 года. Россия отвергла эти обвинения, но во многих новостях СМИ выдвигались предположения, что высшие российские военачальники действительно обсуждали этот вариант.

Некоторые аналитики отвергают возможность применения Россией тактического ядерного оружия, утверждая, что Россия знает, что оно обречено на провал. Они указывают на отсутствие ценных военных объектов (например, массированных центров сосредоточения украинских вооруженных сил), которые можно было бы эффективно уничтожить с помощью такого оружия, и на риск того, что это оружие может нанести также ущерб и дислоцированным на Украине российским войскам. Использование этого оружия может спровоцировать вступление НАТО в войну, подорвать оставшуюся международную поддержку России и вызвать массовую внутреннюю оппозицию Кремлю. Далее эти эксперты утверждают, что, понимая это, по логике вещей, Россия должна была бы удержаться от применения ядерного оружия.

Однако эти аргументы игнорируют несколько моментов, которые делают использование Россией ядерного оружия как вполне возможным обстоятельством, которое Вашингтон должен учитывать, так и чрезвычайно важным фактором в определении будущего хода развития конфликта. Во-первых, есть свидетельства того, что Кремль считает этот военный конфликт чуть ли не экзистенциальным. Украина долгое время была совершенно особой категорией внешнеполитических приоритетов России. Еще до февраля 2022 года Россия была готова выделить значительные ресурсы и пойти на серьезные издержки для достижения своих целей на Украине.

Например, Москва дорого заплатила за Крым в 2014 году и за поддержку востока Украины. Западные санкции обошлись ей в среднем в 2% в квартальном снижении ВВП России в период с середины 2014 по середину 2015 года, и этот эффект усугублялся по мере того, как санкции продолжались в последующие годы.

Решение Путина начать полномасштабную военную операцию в феврале 2022 года, несмотря на четкие предупреждения Соединенных Штатов и их союзников о том, что он заплатит гораздо более высокую цену, чем в 2014 году, показывает, что он готов пойти на еще более крайние меры, чтобы добиться своих целей на Украине. Решение мобилизовать 300 тысяч россиян в сентябре 2022 года, возможно, потрясло внутреннюю социальную стабильность в России, на создание которой Путин потратил почти 25 лет, что также свидетельствует о высоком уровне его решимости.

Эта стабильность подразумевала избежание мощных расшатывающих ее факторов, которую привнесла мобилизация, особенно в отношении основных сторонников Путина. Решение о мобилизации и поэтому и откладывалось до тех пор, пока даже не было просрочено с военной точки зрения, чтобы избежать этих внутренних политических издержек и предполагаемых рисков потенциальных беспорядков, связанных с ослаблением поддержки режима населением. Готовность Путина пойти на эти внутренние издержки и риски подчеркивает важность, которую он придает интересам России на Украине.

Во-вторых, поскольку возможности обычных вооруженных сил России на Украине были в значительной степени утрачены, потенциал неядерной эскалации для Москвы оказался ограниченным. Если Россия понесет дальнейшие крупномасштабные потери на поле боя, среди высокопоставленных лиц, принимающих решения в Кремле, могут возникнуть настроения отчаяния. Как только другие варианты эскалации военных действий обычными средствами будут исчерпаны, Москва может прибегнуть к ядерному оружию и, в частности, к использованию его тактического компонента, чтобы предотвратить катастрофическое поражение.

В-третьих, российские стратеги уже давно подчеркивают полезность тактического ядерного оружия для достижения оперативных и тактических целей в контексте обычного военного конфликта, которую Москва проигрывает. И у России есть возможности для реализации этой концепции: ее системы доставки тактических ядерных зарядов включают артиллерию, баллистические ракеты малой дальности и крылатые ракеты, и все они могут быть применены на Украине.

Российские стратеги также предусматривают упреждающее применение тактического ядерного оружия не только по военным, но и по гражданским объектам — городам, военно-промышленным центрам и государственным объектам, по крайней мере, в условиях войны с НАТО.

Москва также может использовать тактическое оружие для показательных ударов либо в атмосфере, либо по населенным пунктам.

Военная эффективность использования тактического ядерного оружия на Украине может быть предметом споров, но это вполне вероятное обстоятельство, учитывая то, что известно о планировании и возможностях России. Однако, хотя использование Россией ядерного оружия в этом конфликте и вероятно, мы не можем точно определить, степень этой вероятности. Что мы можем сказать точно, так это то, что риск применения ядерного оружия в украинском конфликте намного выше, чем в мирное время. Мы также можем с полным основанием утверждать, что использование ядерного оружия на Украине имело бы очень серьезные последствия для Соединенных Штатов.

США публично и, как сообщается, в прямых контактах с Кремлем дали понять, что они примут ответные меры, если Россия применит ядерное оружие на Украине.

Официальные лица США избегают точного определения характера возможного ответа — вместо этого используют такие фразы, как «катастрофические последствия», — но один представитель НАТО сказал, что это «почти наверняка» повлечет за собой «физический ответ многих союзников».

Хотя эта формулировка прямо и не обозначает военный ответ, даже невоенный ответный удар, который влечет за собой «катастрофические последствия» для России, может привести к спирали «око за око», которая приведет к войне между НАТО и Россией. Таким образом, использование Россией тактического ядерного оружия на Украине может привести к прямому конфликту США с Россией, что в конечном итоге может повлечь обмен стратегическими ядерными ударами.

Но даже если бы и удалось справиться с проблемами использования Россией ядерного оружия собственно на Украине, это имело бы очень серьезные последствия для Соединенных Штатов. Если Россия вырвет от противника какие-то уступки или добьется военных успехов за счет применения ядерного оружия, общепланетарные нормы его неиспользования будут ослаблены, и другие страны с большей вероятностью будут использовать такое оружие в будущих конфликтах. Более того, использование Россией ядерного оружия на Украине имело бы большие и непредсказуемые последствия для политики союзников в отношении войны, что потенциально могло бы привести к разрушению трансатлантического единства. Смерть и разрушения на Украине также могут оказать серьезное влияние на общественность США и их союзников. Короче говоря, у администрации Байдена есть все основания сделать предотвращение использования Россией ядерного оружия первостепенной задачей для Соединенных Штатов.

Возможное перерастание украинского конфликта в конфликт Россия-НАТО

Сообщается, что с октября 2021 года, когда председатель Объединенного комитета начальников штабов Марк Милли впервые проинформировал президента Джо Байдена о планах России вторгнуться на Украину, Милли имел уже список «американских интересов и стратегических целей» в украинском кризисе. Под номером 1 в разделе «Нельзя» значилось: «Нельзя допустить конвенциального военного конфликта между вооруженными силами США и НАТО с Россией». Второй пункт, тесно связанный с первым, гласил: «Нельзя выпускать этот конфликт из географических границ Украины».

На сегодняшний день Россия и Украина остаются единственными участниками военного конфликта. Но он все еще может вовлечь в себя союзников США. Боевые действия происходят в стране, которая граничит с четырьмя государствами-членами НАТО на суше и делит побережье Черного моря с двумя другими. Масштабы косвенного участия союзников по НАТО в войне буквально захватывают дух. Поддержка включает в себя предоставление Украине оружия и другой помощи на десятки миллиардов долларов, тактическую разведку, наблюдение и разведывательную поддержку ВСУ, миллиарды долларов в месяц в виде прямой бюджетной поддержки Киева и болезненные экономические санкции, введенные против России. В предыдущем докладе корпорации RAND были изложены четыре возможных причины преднамеренного решения России нанести удар по государствам-членам НАТО в контексте конфликта на Украине. Среди них следующие:

• Чтобы наказать членов НАТО за уже проводимую политику, и содействовать прекращению союзнической поддержки

Украина.

• Чтобы нанести упреждающий удар по НАТО, если Россия сочтет, что интервенция НАТО на Украине неизбежна.

• Чтобы воспрепятствовать передаче Украине таких вооружений, которые, по мнению России, могут привести к ее поражению.

• Чтобы отомстить НАТО за предполагаемую поддержку внутренних беспорядков в России.

Хотя решение России напасть на какое-то государство-члена НАТО ни в коем случае не является неизбежным, отчасти потому, что оно может привести к войне со всем могущественным альянсом, риск возрастает, пока продолжается конфликт на Украине. Более того, непреднамеренная эскалация, ведущая к вступлению в конфликт НАТО, также является постоянным риском. Хотя инцидент в ноябре 2022 года, связанный с падением украинской ракеты ПВО на территории Польши, не вышел из-под контроля, он продемонстрировал, что боевые действия могут непреднамеренно распространиться на территорию соседних с Украиной союзников США. В будущем ошибка при наведении может привести к тому, что российская ракета попадет на территорию НАТО, потенциально спровоцировав цикл «действие-реакция», который может привести к полномасштабному конфликту. Если военный конфликт на Украине закончится, то, разумеется, вероятность прямого столкновения России и НАТО, преднамеренного или непреднамеренного, значительно уменьшится.

от bunker

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*