- Ведущая роль востока
- Понимание угрозы
- Охрана восточного крыла
- Шведская заявка
Польша, Чехия и страны Прибалтики сейчас являются лидерами, которые образуют «засечную черту» ЕС с Россией, заявила в интервью iROZHLAS эксперт по безопасности Юстина Готковска. Они все больше влияют на политику в отношении Москвы, стараясь провести четкую границу, где заканчивается Европа и начинается Россия.
Анна Урбанова (Anna Urbanová)
С началом вооруженного конфликта на Украине реализовались черные сценарии, о которых представители Восточной Европы предупреждали многие годы, но их западноевропейские коллеги особого риска не видели. Такие государства, как Польша, Чешская Республика и страны Прибалтики, сейчас являются лидерами, которые образуют «засечную черту» с Россией, как говорит в интервью iROZHLAS Юстина Готковска, эксперт по безопасности и оборонной политике. «Мы не можем позволить себе оставить в этом делении серые зоны», — предупреждает она.
iROZHLAS: С начала российской спецоперации на Украине мы видим, что к государствам Восточной Европы стали намного чаще прислушиваться. Можно ли говорить о том, что полномочия в принятии главных решений переходят от западноевропейских государств к восточным?
Юстина Готковска: На мой взгляд, учитывая авторитет стран Восточной Европы, так и есть. Причина, в частности, заключается в том, что большинство государств Центральной и Восточной Европы предупреждали: к России следует относиться как к угрозе, потому что у нее агрессивные цели, и она проводит неоимпериалистическую политику. Однако к этим предупреждениям в НАТО и ЕС не прислушались.
Я уже не говорю о том, что западноевропейские государства определяли их энергетическую политику строительством газопровода «Северный поток — 2». А в рамках Североатлантического альянса остальные государства-члены не хотели размещать или увеличивать численность подразделений на восточном крыле.
После начала вооруженного конфликта на Украине восточные государства призвали к расширению военной поддержки, и по прошествии времени уже ясно, что они были правы, и что требовалось именно это. Важно отметить, что государства давно продвигали эту политику. Но сейчас просто все вышло на поверхность, и их оценки и стратегии в отношении России соответствовали реальности. Поэтому сейчас к их мнению прислушиваются чаще, чем раньше.
— Западноевропейские государства не сумели правильно просчитать российские шаги, и поэтому теряют полномочия на обсуждение решений?
— Мы, безусловно, видим перераспределение власти. После начала вооруженного конфликта мнение, которого придерживались страны Прибалтики, Польша и другие государства «Вышеградской четверки», в целом признано верным как в Североатлантическом альянсе, так и в Европейском Союзе. С тех пор у них больше возможностей направлять общую политику.
Их устремления приносят реальные плоды. Например, НАТО расширил свое присутствие на восточном крыле, а на уровне ЕС им удается влиять на санкционную политику и вообще политику в отношении России. Определенное перераспределение сил действительно заметно, но не полное, поскольку такие государства, как Германия или Франция, просто априори сильнее ввиду их демографии и экономики. Тем не менее восточное крыло, несомненно, окрепло, что обеспечило ему более устойчивые позиции для дальнейших обсуждений.