Вт. Апр 30th, 2024

Cтроительство бункера и выживание

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, поджидают близкие неприятности. /Конфуций/

  • Порча финансов. От «Дыры Бауца»...
  • …до правления «ПиС»
  • Перебрасывание долга, или Левая касса
  • Почему инфляция будет расти
  • Популизм, или Стратегия завоевания власти
  • Когда Польша обанкротится?

Interia: Польшу ждет неминуемое банкротство, и виной тому раскрученная спираль популизма

Экономисты все чаще задаются вопросом, когда Польша обанкротится, пишет Interia. Не «обанкротится ли вообще», а «когда это произойдет?» Это произойдет не прямо сейчас, но страна уже находится на пути к банкротству. И с каждым днем свернуть с него становится все труднее.

Яцек Рамотовский (Jacek Ramotowski)

«

Государственные финансы – это машина, движущаяся с большой инерцией, на них влияет прошлое, то, как было организовано государство на протяжении многих предыдущих лет. (...) Предостережения могут быть правильными, но они сбываются так медленно, что никого не интересуют», – говорил во время семинара в Главной торговой школе президент Института WiseEuropa Мацей Буковский (Maciej Bukowski).

Некоторые считают, что предупреждения экономистов – это ничего серьезного, просто ворчание яйцеголовых умников. Государственный долг Польши, несмотря на рост расходов, не увеличивается. Рейтинговые агентства уже много лет подтверждают наш довольно приличный кредитный рейтинг «A минус», а Moody's ставит даже оценку повыше – A2. Так к чему все эти разговоры? Когда в 2014 году ликвидировали Открытый пенсионный фонд, или когда правительство партии «Право и справедливость» (ПиС) внедряло программу пособий «500+», олдскульные экономисты тоже говорили, что мы становимся «второй Грецией» или «второй Аргентиной». И что? И ничего. Польскому государственному долгу все еще далеко до отметки в 60% ВВП.

Сомнения в том, что польские государственные финансы стабильны, возникли уже давно, еще в начале этого века. Тогда правящая «Избирательная акция Солидарность» (кто-нибудь сегодня еще помнит о существовании такого политического объединения?) совместно с «Союзом левых демократических сил» утверждали в Сейме все новые и новые «неприкосновенные» бюджетные расходы, не обращая внимания на мнение возглавляемого Ежи Бузеком (Jerzy Buzek) правительства. Масштабы этих новых «неприкосновенных», действующих с 2001 года расходов подсчитал и предал гласности член Совета по денежно-кредитной политике Богуслав Грабовский (Bogusław Grabowski).

Порча финансов. От «Дыры Бауца»...

От таких цифр у всех отвисли челюсти, поскольку это предвещало гигантский по тем временам и к тому же хронический дефицит бюджета, то есть огромную дыру в бюджете. Вскоре эти данные подтвердил тогдашний министр финансов Ярослав Бауц (Jarosław Bauc), и с тех пор этот дефицит так и называют – «дыра Бауца». Правительство заблокировало расходы, что временно стабилизировало бюджет. В этот крутой вираж, который преодолеет не каждый гоночный болид, государственные финансы ввели парламентарии, принимавшие решения о трансфере государственных денег определенным группам избирателей.

Еще один поворот польские государственные финансы прошли после крупного глобального финансового кризиса и частично возникшего по его вине долгового кризиса в еврозоне. Это происходило в те времена, когда обанкротилась Греция. В 2009 году Европейская комиссия ввела в отношении Польши «процедуру чрезмерного дефицита».

Правительству коалиции «Гражданской платформы» и «Польской крестьянской партии» пришлось идти по канату, натянутому между необходимостью антициклического фискального послабления, с одной стороны, и необходимостью стабилизации финансов и сокращения дефицита, с другой. Чтобы залатать дыру в финансах, власти решили выкупить облигации на 144 миллиарда злотых у открытых пенсионных фондов. Это, в сочетании с ослаблением фискальной политики, помогло –представители старой школы снова махнули хвостом перед носом Аргентины и приснопамятной Греции.

от bunker

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*