Вт. Дек 3rd, 2024

Cтроительство бункера и выживание

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, поджидают близкие неприятности. /Конфуций/

О существовании этого замечательно музея под открытым небом узнал случайно. Утром перед работой читал новости на газета.ру, и обратил внимание на малозначимую заметку о том, что Британия готова уступить Кипру вот уже 40 лет удерживаемую территорию в районе Декелии (близ Айя-Напы). Про британские базы на Кипре я слышал, да и видел их, путешествуя по солнечному острову. Их три: Декеля возле Айя Напы, Акротири возле Лимассола и радарная станция на горе Олимп (немало туристов было задержано при попытки запечатлеть эти изящные белые «купола»). Стало интересно. Углубился в поиск, и вскоре узнал много интересного. В период британского протектората в странах восточного Средиземноморья, существовало очень много военных баз от Египта до Палестины, и от Кипра до Мальты. Вы спросите — а причем тут Израиль?

В Палестине существовала широкая сеть авиабаз, созданная британцами в период с 1940 по 1944 год для защиты от наступавших со стороны Северной Африки немецких войск Роммеля, плюс для приема транспортной авиации с боеприпасами. В случае прорыва Эль-Аламейна, именно Палестине предстояло выполнить роль второй линии обороны. И британцы активно готовились к возможным неприятностям. Они в самые кратчайшие сроки создали в Палестине около 20 авиационных баз, три из которых были оснащены подземными ангарами для укрытия самолетов при бомбардировках, что было верхом совершенства в те годы.




После 1948 года, с образованием Израиля, все эти базы перешли в собственность новобразованной армии Израиля (Цахал), и их прежние названия с неизменной аббревиатурой RAF (Royal Air Force) были заменены на ивритские:

  • Aqir RAF = Tel Nof
  • Haifa RAF = Baha-21, он же аэропорт Хайфа
  • Lydda RAF = Baha-27, он же аэропорт Бен-Гурион
  • Ramat David RAF = Ramat David
  • Qastina RAF = Hatzor
  • ...и еще 5 баз

Подробнее почитать про переименования и каждую из баз в отдельности можно по ссылкам, которые дам ниже. Сейчас речь пойдет об авиабазе Хацерим в 20км к западу от города Беер-Шева, где расположен авиационный музей. Эта база была создана в 1960 году, и стала первой в Израиле, созданной самими израильтянами, и не имеющей отношение к британцам. В 1966 году на этой базе открылась летная академия для будущих израильских военных летчиков, и чуть позднее здесь же возникла «школа воздушных акробатов» (IAF Aerobatic Team). Но что самое приятное, по крайне мере для туристов, так это открытие в 1991 году музея ВВС, посещение которого доступно всем желающим.






















В настоящее время этот музей несомненно один из лучших авиационных музеев в мире, которому однозначно уступают музеи схожей тематики, как например Музей ВВС России в Монино (См.отчет), или музей французских ВВС в Самюре (Saumur).

Cреди экспонатов немало весьма редких, а есть такие, с которыми делалась история. Например, тяжелые транспортники Hercules, посредством которых была проведена известная операция по освобождению заложников в Энтеббе (Уганда), или супер-секретный (по тем временам) советский МИГ-23, угнанный из Сирии в Израиль в 1989 году (подробнее об этой истории). Немало экспонатов эпохи второй мировой войны, таких как британские Спитфайры, американские Мустанги, или немецкие Миссершмитт.

Вот так музей выглядит на Google-Earth. Надеюсь, нас с вами не арестуют за «секретные» аэрофотоснимки? В наше неспокойное время все может быть! Шутка —


Чисто израильская разработка «Лави», выпускавшийся в 80-ых. Впрочем, в его формах угадывается F-16, чем подтверждается теория о том, что новое — есть хорошо забытое старое.

В музее есть отдельная выставка, посвященная захваченным в ходе арабо-израильских войн советским самолетам и технике. Вот, например, тот самый МИГ-23, что был угнан из Сирии в 1966 году —




Третий раздел музея посвящен противовоздушной обороне, где так же немало советской техники, захваченной у арабских армий в 1967—1973-1982 годах. Ниже подборка советской и не только советской техники ПВО 60-ых годов:










Практическая информация
Музей расположен в 20-км к западу от Беер-Шевы, на территории военной базы. Добраться до Беер-Шевы можно как автобусами, так и поездами, расписания на соответствующих сайтах Egged и Ж.Д. Из Беер-Шевы к музею раз в час идет автобус №31 c городской автостанции. Часы работы музея с 8 до 17, в пятницу с 8 до 13, суббота — выходной. Входные билеты стоят 28 шекелей, студентам 23 шекеля, причем карточка ISIC вполне подходит. Cайт музея IAF Museum (иврит), неофициальный сайт музея (рус), полная фото-подборка всех экспонатов авиамузея.

Источник

от bunker

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*