На Украине пытаются изготовить миллион FPV-дронов, пишет WSJ. Причина в том, что из-за отсутствия помощи США на другую технику просто нет средств. При этом готовые дроны выглядят простовато, и собирают их чуть ли не на коленке, а комплектующих не хватает.
Киев, Украина — В конце пустого бетонного коридора в здании, которое еще несколько месяцев назад пустовало, несколько мужчин, согнувшись над столами, собирали что-то из деталей, сделанных из черного углепластика, и паяли компьютерные чипы. В какой-то момент зажужжал гироскоп, тестируя конечный продукт, — боевой взрывающийся дрон.
Данный цех, находящийся в западной части Украины, — один из десятков стартапов, производящих дешевое оружие. В условиях острой нехватки боеприпасов и с учетом того, что дальнейшая военная помощь со стороны США оказалась под вопросом, Украина пытается улучшить свое положение, работая над созданиемармии в миллион взрывающихся FPV-дронов (first-person view, «вид от первого лица»).
У Украины нет современной оружейной промышленности, которая могла бы бесперебойно обеспечивать ВСУ оружием, и потребуются годы — и миллиарды долларов, — прежде чем Киев сумеет производить необходимые ему артиллерийские и ракетные системы в достаточно больших масштабах.
Но дроны, которые можно собрать из деталей, доступных на коммерческом рынке, и которые обходятся всего в несколько сотен долларов каждый, сравнительно дешевы и просты в производстве.Импровизированные цеха по изготовлению таких беспилотников сейчас появляются по всей Украине, и они ежемесячно выпускают тысячи FPV-дронов.
Затем их продукция доставляется на фронт, где солдаты прикрепляют к дронам взрывчатку и направляют их в российские траншеи и бронетехнику (ВС РФ также производят FPV-дроны и отправляют их российским военным в зону СВО — прим. ИноСМИ). Оператор осуществляет управление беспилотником с помощью контроллера и очков, которые позволяют ему видеть то, что видит камера дрона.
«
С учетом состояния нашей экономики, мы не можем производить танки, — сказал Николай Гаврилюк, генеральный директор компании Sparrow Avia, которая занимается производством беспилотников. — Выход для нас — собирать беспилотники».
сейчас, когда Украина вынуждена уйти в оборону после провала летнего контрнаступления ВСУ, FPV-дроны стали играть важную роль в попытках Киева сдержать наступление российских сил. Разумеется, дроны не могут нанести такого большого ущерба, как артиллерийские или минометные снаряды, которых сейчас не хватает. Но украинцы используют беспилотники для нанесения ударов по бронетехнике, чтобы обездвижить ее, а также для ударов по российским грузовикам и даже пешим солдатам, что затрудняет переброску людей и грузов в сторону украинских окопов.
В самом начале военного конфликта Украина стала пионером в применении дронов на поле боя, используя купленные в магазинах квадрокоптеры для того, чтобы обнаруживать позиции противника. Однако за минувшие два года Москва вложила массу средств в беспилотники всех разновидностей, и, по словам местных активистов, она превращает торговые центры в центральной части России в заводы по производству дронов.
Из-за частых ракетных ударов украинские производители беспилотников стараются делать свои «предприятия» как можно меньше — несколько десятков сотрудников в одном здании, несколько десятков в другом, — в надежде сохранить свою работу в тайне.
Но они все равно стремятся производить беспилотники в больших масштабах. Министр цифровой трансформации Украины Михаил Федоров заявил, что его страна уже встала на путь, ведущий к достижению цели, которую президент Владимир Зеленский поставил в конце прошлого года, — к выпуску не менее миллиона беспилотников в этом году, что в 100 раз больше, чем в 2022 году. В настоящее время Украина выпускает 62 различных видов дронов, и их производители неустанно работают над новыми моделями, которые смогут летать дальше, нести более тяжелые боеприпасы и уклоняться от российских средств РЭБ, которые обрывают контакт между дроном и оператором.
Репортер Wall Street Journal посетил одно из трех предприятий Sparrow, которые вместе выпускают около 3 тысяч FPV-дронов в месяц. Гаврилюк и его партнер вложили примерно 500 тысяч долларов, чтобы запустить свою компанию, и в конечном счете она должна будет ежемесячно производить по 10 тысяч беспилотников.
В конце прошлого года компания переехала в пустующее здание на западе Украины, установила несколько вентиляционных труб и превратила это место в завод по производству FPV-беспилотников.
часть комплектующих — углепластик, камеры и двигатели — компания закупает, однако ее специалисты проектируют дроны и изготавливают бо́льшую часть деталей самостоятельно.
В одной из комнат 20-летний инженер рассматривал модели дронов на экранах, дорабатывая свой проект.За его спиной несколько 3D-принтеров печатали пластиковые детали.
В соседней комнате рабочие собирали аккумуляторные блоки разных размеров для разных моделей дронов, а затем покрывали их черным пластиком.
Сами дроны собирались в конце зала.
Рабочие сидели за столами по двое, прикручивая, склеивая и сваривая отдельные детали. В помещении было столько всего — вокруг на полках и на полу стояли сотни дронов разной степени готовности, — что сотрудники рисковали что-нибудь опрокинуть каждый раз, когда они вставали из-за стола. В помещении еще не была налажена система вентиляции, и сварщики закрывали нижнюю часть лиц шарфами.
Готовые дроны выглядят простовато по сравнению с теми, которые можно купить в Интернете: тонкий корпус из углепластика, четыре комплекта пропеллеров и прикрепленная сверху аккумуляторная батарея.
«
Самая большая проблема — получить комплектующие из Китая и доставить их сюда», — сказал Гаврилюк, отметив, что последние несколько месяцев протесты дальнобойщиков в Польше замедляют поток коммерческих товаров на Украину. По его словам, компания тратит на комплектующие примерно 14 тысяч долларов в месяц: «Это кажется внушительной суммой, но для армии это небольшие деньги».
Как сказал Гаврилюк, ежемесячно около половины дронов покупает правительство, а остальное скупают волонтеры и местные власти, которые отправляют беспилотники в воинские части.