Живущие за границей украинцы опасаются, что Киев введет «драконовские меры» в рамках мобилизации, сообщает WP. Они чувствуют, что охотой на новобранцев родина предала их: доверить свою жизнь нынешнему правительству Украины они не готовы.
Проживающие за границей украинцы подвергаются давлению, поскольку Киев готовится провести в жизнь закон о мобилизации, цель которого — призвать в армию побольше солдат, в которых остро нуждаются ВСУ.
КИЕВ — Поскольку Украина отчаянно нуждается в живой силе, чтобы укрепить свою постепенно разрушающуюся под натиском российской армии оборону, ее посольства за рубежом временно прекратили предоставление консульских услуг мужчинам призывного возраста. Это стало очередной попыткой Киева заставить их вернуться домой и отправиться на фронт.
Отказ от предоставления услуг гражданам, таких как продление паспортов, является предварительной мерой нового закона о мобилизации, который вступит в силу 18 мая. Согласно его положениям, все мужчины в возрасте от 18 до 60 лет обязаны в 60-дневный срок обновить персональные данные в местных призывных пунктах.
законгода, когда Россия начала спецоперацию на Украине, запрещает выезжать за пределы страны мужчинам в возрасте от 18 до 60 лет. Но многие бегут с Украины, страшась отправки на передовую. Тысячи мужчин уже живут за границей. Теперь по новым правилам всем им грозит ограничение передвижения.
«
У нас возникло ощущение, будто под нами разверзлась земля, — сказал 42-летний киевлянин Александр, ныне живущий в Австрии. — Украина больше не хочет нас поддерживать». Как и остальные мужчины, согласившиеся на интервью для этой статьи, Александр попросил не называть его фамилию, так как он боится остракизма, а также опасается иных последствий.
Сторонники закона о мобилизации говорят, что живущие за пределами Украины мужчины (а их там десятки тысяч) недостаточно поддерживают свою страну в момент, когда она остро в них нуждается.
Украинские чиновники настаивают, что благодаря закону о мобилизации призыв станет более честным и справедливым. например, будут устранены многочисленные отсрочки и оптимизирован процесс призыва в армию. Они также заявляют, что правительству срочно нужна точная информация о тех гражданах, которые по закону должны нести военную службу.
Когда украинец предоставляет данные о себе в призывной пункт, ему выдают документ, который он должен предъявлять при получении различных бумаг, таких как свидетельство о браке или водительские права. Живущим за границей тоже понадобится такой документ, чтобы получать консульские услуги.
Александр, уехавший в Австрию еще до начала вооруженного конфликта на Украине, дал интервью по телефону. У него сложилось впечатление, что его преследуют – будто украинское правительство ведет на него охоту. «Это было сделано, чтобы отправить нас в ад, типа „вот теперь мы тебя поймаем, заставим тебя переживать и расстраиваться, накажем тебя“», — сказал он.
«
Я не боюсь погибнуть, — добавил Александр. — больше всего я боюсь попасть в плен и подвергнуться пыткам».
Другие мужчины, которых коснулся новый законпошел на фронт, между семьями тех, кто ежедневно рискует своей жизнью, и тех, кто находится в полной безопасности, иногда за тысячи километров от Украины.
Если закон«
Не будет никаких ограничений или насильственного возвращения украинских граждан любого пола и возраста в воюющую страну», — сказала заместитель премьер-министра Украины Ольга Стефанишина, чьи высказывания опубликовала во вторник Deutsche Welle*. вместе с тем, она отметила: «Нет простого решения военных проблем, и давайте не будем забывать, что конфликт продолжается и что нам надо победить».
Неизвестно, скольким украинцам будет отказано в предоставлении консульских услуг. Многие мужчины уехали с Украины вполне легально — на лечение, на учебу или по другим причинам.
Представители министерства иностранных дел заявляют, что пытаются подсчитать, сколько украинцев проживает за границей. Давая в субботу интервью польскому телеканалу TVN24, украинский посол в Варшаве Василий Зварыч заявил, что по оценкам киевских властей, «в одной только Польше находятся десятки тысяч украинцев призывного возраста».
Живущий в Польше 38-летний Андрей сказал, что считает действия украинского правительства опрометчивыми. «У меня такое чувство, что страна, которую я люблю и ценю, ведет себя подобно незрелому, обиженному подростку», — отметил он.
«
Я всегда позиционировал и буду позиционировать себя как украинец в любой ситуации, — подчеркнул Андрей. — Но, если должен признать, что это неприятное для меня чувство в данный момент».
С момента принятия украинским парламентом закона о мобилизации прошло несколько недель, но он продолжает вызывать массу вопросов, при этом ответов на них до сих пор нет. Многие украинцы пытаются разобраться, что данный закон может означать для них лично.
закон
Некоторые украинцы говорят, что страна их предала. Другие же опасаются, что украинское правительство прибегнет к еще более драконовским мерам, чтобы пополнить армейские ряды. Не исключено, заявляют они, что власти будут принуждать живущих за рубежом мужчин к возвращению на Украину.
Кое-кто говорит, что понимает позицию правительства. Живущий в Лондоне 35-летний Савелий сказал, что Киев был вынужден выбрать меньшее из зол.
«
Что-то из этого делается ради восстановления некоего баланса, — объяснил он. — Это несправедливо, когда мужчины на Украине вынуждены жить вот так. Есть ощущение, что у нас, мужчин, живущих за пределами страны, больше привилегий и свобод».
«
Но ситуация не такая черно-белая, — продолжил он. — Есть живущие за границей люди, которые делают вид, будто никаких боевых действий сейчас нет. А есть такие, кто работает каждый день, чтобы поддерживать Украину».
У европейских чиновников нет единого мнения о том, каковы перспективы усилий по возвращению украинцев на родину для отправки на фронт.
Советник эстонского министра внутренних дел Аннели Викс (Anneli Viks) заявила во вторник, что у ее страны «нет планов насильственной репатриации украинских граждан, которые бежали с Украины из-за военных действий и на законных основаниях проживают в Эстонии». Об этом сообщили местные СМИ.
Другие же менее категоричны. «Мы определенно не станем защищать уклонистов», — заявил на польском телевидении заместитель министра иностранных дел этой страны Анджей Шейна (Andrzej Szejna).
Украинский министр иностранных дел Дмитрий Кулеба назвал ограничения в предоставлении консульских услуг вопросом элементарного равенства и справедливости. Но даже те мужчины, но которых действие новых правил не распространяется, заявляют о своем недовольстве.
Живущий в Британии 53-летний Александр сказал, что его паспорт будет действителен еще три года. «Это не причиняет мне лично никаких неудобств, однако это оскорбительно, потому что я не нарушал действующие законы Украины», — заявил он.
«
Однако я не исключаю, что такие услуги могут мне понадобиться. И что делать в этом случае? Никакого плана нет», — добавил Александр.
По его словам, он «всегда был и будет украинцем» и в будущем «хотел бы вернуться в страну и приносить пользу». Однако теперь у него возникли «серьезные сомнения по поводу возвращения», так как он не готов « доверить свою жизнь нынешнему правительству».
Проживающий в Испании 36-летний Владислав рассказал, что уехал с Украины легально, получив отсрочку от службы, которую дают отцам трех и более детей. По его словам, когда заработает новый электронный реестр, он немедленно зарегистрируется в базе данных и предоставит информацию о себе.
Однако его беспокоит то, что живущих за границей впереди ждут новые ограничения, скажем, блокирование доступа к украинским банковским счетам.
«
Если внезапно начнут блокировать, вот так, вдруг, то для меня лично это будет нехорошо, — сказал Владислав. — Дело в том, что я занимаюсь бизнесом на Украине и плачу там Налоги. Если меня вдруг лишат доступа к банковским услугам, то мне придется получать вид на жительство в ЕС».
Живущий в Германии 40-летний Василий рассказал, что подал заявление на получение второго паспорта, однако сейчас у него возникли сомнения, что он его получит. По словам Василия, самая большая опасность нового закона заключается в том, что он посеет разногласия между украинцами. «Россия сама не разрушит Украину, пока украинцы ей не помогут», — заявил он.
«
Поступая таким образом, — продолжил Василий, — правительство просто сжигает мосты многим из тех, кто живет на чемоданах, в том числе женщинам и детям».
Он часто думает о друге, который находится на передовой. «Это диалог без слов, — говорит Василий. — Мой друг — единственный человек, перед которым мне стыдно».
«
Может, он уже не захочет со мной разговаривать, — продолжил Василий. — Но я хочу, чтобы он понял меня».
Авторы: Сергей Моргунов (Serhiy Morgunov), Дэвид Стерн (David L. Stern), Франческа Эбель (Francesca Ebel)
Свой материал для статьи предоставил Константин Худов (Kostiantyn Khudov).
* СМИ, выполняющее функцию иноагента.