Вс. Сен 8th, 2024

Cтроительство бункера и выживание

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, поджидают близкие неприятности. /Конфуций/

UnHerd: экономические проблемы вбили клин между Украиной и Польшей

Медовый месяц между Варшавой и Киевом закончился, пишет автор статьи для UnHerd. Поляки больше не готовы встречать украинцев с распростертыми объятиями, и ситуация на государственном уровне отвечает их настроениям. Торговые споры и давние разногласия вбили клин между двумя нациями.

От восторженной поддержки образца 2022 года остались только воспоминания.

«

Хватит с вас нашего гостеприимства, неблагодарные сукины дети!» — гласил один из плакатов на демонстрации польских фермеров в Варшаве в конце февраля. На нем одна фигурка в жанре «палка-палка-огуречик» символически прогоняла из Польши другую, в цветах украинского флага.

Почти целый год польские фермеры и дальнобойщики устраивали демонстрации, марши и блокады вдоль границы с Украиной, протестуя против целого ряда мер Польши и ЕС, которые, как считается, заполонили страну украинским зерном и подорвали внутренний Рынок. Хотя протесты во многом были продиктованы экономическими последствиями для жизни фермеров, в них нередко обнаруживались нотки шовинизма — и именно так их восприняли сами украинцы. Как-то раз у себя в X (бывший Twitter) Зеленский предположил, что поляки, ослабляя Киев в зерновом вопросе, играют на руку Москве, чем вызвал гневную отповедь президента Анджея Дуды.

С начала этого года польское государство, ведущие СМИ и сами фермерские союзы резко осуждают антиукраинские лозунги вроде тех, что можно было заметить на демонстрациях в Варшаве. Но само их появление ознаменовало собой разительную перемену для страны, еще недавно в едином порыве приветствовавшей украинских беженцев с распростертыми объятиями. Помимо разгневанных фермеров, многое изменилось и на дипломатическом уровне: бурная солидарность 2022 снова сменилась прагматическими отношениями, над которыми не умолкает эхо кровавых кошмаров ХХ века.

В понедельник, после нескольких месяцев переговоров и согласия польского правительства выделить субсидии сельскохозяйственному сектору, фермеры наконец свернули свою блокаду. Но урон уже нанесен. Новый опрос, проведенный в конце апреля, показал, что положительно Польшу оценивают только 58% украинцев, тогда как в начале 2023 года этот показатель составлял 94%. Отношение поляков к украинским беженцам также значительно ухудшилось: более свежие данные получить трудно, однако в 2023 году доля поляков, поддерживающих прием украинских беженцев упала на 10% до 73%, а среди некоторых демографических групп, таких как молодые женщины, — аж до 47%.

Согласно еще одному опросу 2023 года, доля поляков, желающих поддерживать Украину в военных действиях, упала с 83% в начале 2022 года до 65%.

По-своему эта усугубляющаяся усталость была вполне предсказуема. Хотя тогда это мало кто осознавал, начало 2022 года, когда поляки по всей стране в самом буквальном смысле распахнули свои двери перед семьями, спасающимися от российских войск, оказалось, по-видимому, редким моментом трансграничной солидарности. На короткое время сложные политические и исторические перипетии, прежде предопределявшие отношения между Варшавой и Киевом, уступили место национальным объятиям не только на государственном, но и на народном уровне. Прошло два года с начала российской спецоперации, и, к вящему огорчению Владимира Путина, Польша и Украина остались союзниками. Но безудержная любовь между государствами и их народами закончилась, и реализм, столь типичный для их отношений до 2022 года, вернулся с новой силой.

от bunker

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*