Иран впервые в истории нанес массированный удар по Израилю, пишет The Guardian. В атаке было задействовано более 300 дронов и крылатых ракет. Израиль готовит свой ответ — регион оказался на грани полномасштабного конфликта.
В ночь на воскресенье Иран запустил более 300 дронов и крылатых ракет по территории Израиля. После первого в истории прямого нападения Исламской Республики на израильское войны.
Как заявили в вооруженных силах Израиля, в беспрецедентной атаке были использованы дроны, крылатые и баллистические ракеты. Противовоздушная оборона Израиля при поддержке военно-воздушных сил США, Иордании и Великобритании около 2 часов ночи по местному времени перехватила множество дронов и несколько крылатых ракет над Сирией, Ираком и Иорданией, прежде чем они достигли цели.
Прочие дроны и крылатые ракеты были уничтожены над территорией Израиля системой противовоздушной обороны «Железный купол», в результате работы которой ночное небо озарилось множеством взрывов. Сирены воздушной тревоги звучали в Тель-Авиве, Иерусалиме и других городах. Рано утром в воскресенье по всей стране слышался гул самолетов израильских ВВС.
Некоторые ракеты преодолели защитный барьер, но к раннему утру сообщается лишь о единственном пострадавшем — 10-летнем мальчике, жителе пустынного городка на юге Израиля. Армия обороны Израиля сообщила о незначительном повреждении военной базы в южном регионе страны.
The New York Times цитирует источники в израильской разведке, согласно которым основными целями были израильские военные объекты на оккупированных Голанских высотах на севере и в пустыне Негев на юге. Ливанские союзники Ирана (Хезболла) ударили ракетным залпом по Голанским высотам одновременно с иранской бомбардировкой; поддерживаемые Ираном йеменские хуситы заявили, что также приняли участие в атаке.
Ранее в субботу информационное агентство Исламской Республики сообщило, что Корпус стражей исламской революции (КСИР) с помощью вертолета захватил контейнеровоз в Ормузском проливе и доставил его в иранские воды. Грузовое судно MSC ARIES шло под португальским флагом, но принадлежало израильской компании.
Через свою миссию в ООН Иран заявил, что массированная воздушная атака, которую Тегеран назвал операцией «Правдивое обещание», была ответом на авиаудар по иранскому консульству в Дамаске 1 апреля и что теперь он считает вопрос закрытым, если только со стороны Израиля не последуют дальнейшие действия.
"
Проблему можно считать решенной. Однако, если израильский режим допустит еще одну ошибку, реакция Ирана будет значительно более жесткой, — гласит публикация в социальной сети Х. — Это конфликт между Ираном и преступным израильским режимом, от которого Соединенные Штаты должны держаться подальше!
"
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в 4 утра по израильскому времени, когда воздушный налет стал постепенно стихать, провел 25-минутный телефонный разговор с президентом США Джо Байденом.
После переговоров Байден заявил, что заверил Нетаньяху в нерушимой приверженности Америки принципам безопасности Израиля. «Я сказал ему, что Израиль продемонстрировал замечательную способность защищаться и противостоять даже беспрецедентным атакам, посылая четкий сигнал своим противникам о том, что они неспособны эффективно угрожать безопасности Израиля», — заявил Байден, добавив, что в воскресенье он созовет лидеров G7 «для согласования единого дипломатического ответа на наглое нападение Ирана».
«
Моя команда будет сотрудничать с коллегами по всему региону. Мы будем поддерживать тесную связь с лидерами Израиля, — сказал Байден. — И хотя мы сегодня не наблюдали нападения на наши военные силы или объекты, мы будем сохранять бдительность в отношении всех угроз и без колебаний предпримем необходимые действия для защиты нашего народа».
Представитель ЦАХАЛ заявил, что израильские лидеры скоординируют свою реакцию утром в воскресенье. Израиль уже запросил срочное собрание Совета безопасности ООН с призывом осудить атаку. Собрание начнется в воскресенье в 16:00 (в 21:00 по английскому стандартному времени).
В преддверии ожидаемого нападения официальные лица США предсказывали, что это будет беспрецедентная военная операция Ирана на израильской территории. Они утверждали, что, если она не приведет к массовым жертвам, Вашингтон призовет Израиль к сдержанной реакции, чтобы предотвратить ответную эскалацию, грозящую выйти из-под контроля и вовлечь другие страны, в том числе Соединенные Штаты.
Байден прервал свой недельный отпуск в Рехобот-Бич (штат Делавэр), направился в Белый дом сразу после запуска первых дронов и провел встречу с представителями группы национальной безопасности в подземном оперативном штабе. Американские самолеты наблюдения отслеживали ситуацию в регионе, истребители уничтожали появляющиеся дроны и ракеты.
Сообщается, что военно-воздушные силы Иордании также перехватили несколько ракет над своей территорией. Королевские ВВС Великобритании заявили, что их участие в рамках кампании против Исламской Республики заключалось в дозаправке самолетов и помощи США в патрулировании воздушного пространства Ирака и Сирии. Но секретарь по обороне Гранд Шэппс (Grant Shapps) заявил, что английские самолеты могли также «перехватывать воздушные атаки в пределах досягаемости наших миссий».
Две недели продолжались спекуляции на тему того, когда, где и как Тегеран или его союзники дадут ответ на удар по иранскому консульству в столице Сирии Дамаске, в результате которого погибли Мохаммад Реза Захеди (Mohammad Reza Zahedi) — ключевая фигура из Корпуса стражей исламской революции — и восемь других офицеров.
Официальные лица Израиля почти никогда не берут на себя ответственность за провокации на территории других государств. Тегеран возложил вину на Израиль.
лидер Ирана аятолла Али Хаменеи (Ali Khamenei) неоднократно обещал ответить на нападение. Израиль, со своей стороны, несколько раз предупреждал, что военные силы страны нанесут прямой удар по Ирану после любого акта возмездия на своей территории, что внушало опасения быстрой эскалации конфликта.
Министр обороны Ирана Мохаммад Реза Аштиани(Mohammad-Reza Ashtiani) заявил государственному телевидению, что "любое
Израиль атаковал множество целей в ходе 14-летней гражданской войны в Сирии с очевидным намерением помешать передаче оружия и прочему сотрудничеству между Ираном и ливанской Хезболлой.