Каждые четыре месяца в Британии обучается до десяти тысяч украинских солдат, сообщает Датское радио. Однако подготовка носит теоретический характер и не готовит к реальной ситуации на поле боя, отмечается в статье. Неудивительно, что попытки ВСУ прорвать позиции России ни к чему не привели.
Мадс Корсагер Нильсен (Mads Korsager Nielsen)
Одно очень оторвано от другого. слишком далек путь от мирных казарм до суровой реальности фронта. А ведь именно с нею украинские солдаты сталкиваются на поле боя.
Так украинские военные и ряд исследователей критикуют западную подготовку.
Ту самую, которую проводят и датские инструкторы.
«
Прежде всего, мы воюем беспилотниками и артиллерией. Поэтому я хотел бы как можно больше рассказать солдатам о дронах и обстрелах. Этим темам должно быть посвящено больше занятий и упражнений», — рассказывает старший сержант ВСУ корреспонденту Датского радио в Одессе.
Сам он говорит из укрытия где-то на линии фронта в Донецкой области.
В целях безопасности он назвал лишь свой позывной, он есть у всех украинских солдат. Его позывной — «Папик».
Тренировочный лагерь в Англии
Ранее в этом году его как опытного солдата отправили в Великобританию. Там «Папик» командовал отделением курсантов.
В английских казармах они целых пять недель обучались у датских солдат.
Подготовка проводилась в рамках операции «Интерфлекс».
Операция «Интерфлекс»
Операция «Интерфлекс» обеспечивает подготовку украинских новобранцев на английской земле.
Там они изучают базовые воинские навыки, включая обращение с оружием и оказание первой помощи.
По окончании учебы они получают возможность влиться в ряды ВСУ и бороться с российскими войсками.
Цель состоит в том, чтобы каждые четыре месяца обучать до 10 000 украинцев.
В 2023 году Дания до конца октября обучит 1 500 солдат.
В этом ей помогают и инструкторы из других стран — Швеции, Норвегии, Финляндии, Нидерландов, Германии, Латвии, Канады, Австралии и Новой Зеландии.
Дания уже поддерживала учебные мероприятия на территории самой Украины, в том числе в рамках операции «Орбиталь» с 2015 по 2022 год под английским руководством. За этот период обучение прошли до 22 000 украинцев.
«
Папик» рассказывает, что некоторые новобранцы раньше никогда не держали в руках винтовку.
Таким образом, курс в целом был очень хорошим и полезным. Датскими инструкторами «Папик» остался очень доволен.
Однако в важных и решающих моментах были большие пробелы. Он говорит это, опираясь на собственный боевой опыт.
«
На поле боя нашим солдатам приходится действовать по совсем иным правилам. Поэтому обучение необходимо скорректировать», — констатирует он.
Нет беспилотников и артиллерии
«
Папик» считает, что в курсе подготовки не уделяется достаточного внимания двум крупнейшим угрозам.
Позиции обстреливаются ракетами и орудиями, а также попадают под удары беспилотников. Эти две угрозы унесли на украинских полях сражений немало жизней.
Даже опытных военных экспертов удивило, насколько значительную и смертельную роль на Украине играют артиллерия и ракетные установки.
При этом обе стороны используют беспилотники как для разведки, так и для нападения. Таким образом, почти все на поле боя будет обнаружено. И наверняка — обстреляно.
По некоторым данным, Украина теряет на фронтах до 10 000 беспилотников каждый месяц. Эта цифра дает слишком мало, сетует «Папик».
«
Что касается дронов, то мы этому не обучались. У нас были только „виртуальные“ занятия. То есть, инструкторы кричали: „Воздух“, — и все прятались в кустах», — рассказывает «Папик».
— Что, по-вашему, следует изменить?
«нужно больше тренировок с настоящими беспилотниками. Как от них прятаться, как вести себя, когда они в воздухе. К слову, то же касается и артиллерии», — объясняет старший сержант.
Датские военные: критика учитывается
Критика непременно учитывается, говорит подполковник вооруженных сил Дании Микаэль Эльсё Франдсен.
Он возглавляет программу помощи в подготовке солдат ВСУ.
«
Критика принимается во внимание и выносится на обсуждение, мы обрабатываем все отзывы и выясняем, нужно ли что-то изменить», — объясняет он.
Микаэль Эльсё Франдсен объясняет, что только за данный год Дания подготовила 1 500 украинских солдат.
Программа обучения постоянно корректируется с учетом отзывов украинских лидеров.
Эльсё Франдсен согласен с «Папиком», что беспилотной войне в курсе молодого бойца должно уделяться больше времени.
«
Да, вполне может быть и больше. И это тоже важная часть нашего диалога с украинской стороной», — говорит подполковник.
Доклад: в программе подготовки назрели перемены
«
Папик» далеко не единственный, кто считает, что страны-союзницы Украины должны скорректировать программу обучения.
Известный английский Королевский объединенный институт оборонных исследований изучил украинское контрнаступление.
С начала июня украинские военные пытаются прорвать позиции России. Они вооружены западным оружием и работают по уставу НАТО.
Пока это не принесло желанного прорыва, на который многие надеялись.
Помимо прочего, аналитики центра предположили, что для успеха нового наступления следует изменить подготовку.
«
Назрела острая необходимость скорректировать подготовку, которую проходят украинские подразделения за рубежом. Таким образом, обучение должно приблизиться к реальным боевым условиям», — пишут ученые института в докладе.
В частности, отмечается, что присутствие украинских солдат на полигонах НАТО регламентировано строгими правилами безопасности. И правила не позволяют им испытать, каково это, когда над их головами летают вражеские беспилотники.
«
Украинским войскам необходимо готовиться и проводить учения в условиях, когда за их перемещениями следят до 25 беспилотников», — констатирует Королевский объединенный институт оборонных исследований.
При этом английские исследователи подчеркивают, что украинцам необходимо столько же времени тренироваться запуску собственных беспилотников. Они используются в том числе для того, чтобы «вскрыть» позиции противника.
Военное командование: обучение «по учебнику»
В Одессе военное руководство пристально изучает, с какими впечатлениями возвращаются домой с тренировок их солдаты.
«
Мы можем констатировать, что они регулярно отмечают, что подготовка носит немного теоретический характер и очень похожа на учебник. Но это базовое обучение, а потом уже нарабатывается собственный опыт», — говорит пресс-секретарь Южного военного командования Наталья Гуменюк.
Она добавляет, что опыт Украины на поле боя против России должен изучаться и сам войти в учебники.
Ее поддерживает представитель ВМС Украины.
«
Мы — единственная страна в Европе, которая находится в открытой конфронтации с Россией, и наш опыт ценен для наших союзников», — говорит Дмитрий Плетенчук.
«
Украинская поговорка гласит: „У других учись, а своих знаний не стыдись“. Именно так мы и поступаем. Стоит подстроить стандарты НАТО под наши — и наоборот. Это достаточно гибкий процесс, который, надеюсь, будет учтен в обучении», — говорит Дмитрий Плетенчук.
Датский аналитик согласен
Александр Хёйсберг Тецлафф — аналитик Центра военных исследований при Копенгагенском университете и майор армии. Он тоже проанализировал, как Запад может откалибровать свою поддержку.
По его словам, необходимо прислушаться к украинскому опыту и отнестись к нему всерьез.
«НАТО нужно присмотреться к тому, как воюют украинцы, и постараться дать им все необходимое. А не просто учить их тому, как мы привыкли работать в НАТО», — говорит он.
«характер войн постоянно меняется с появлением на поле боя новых технологий. здесь мы, в частности, видим, как беспилотники и массированное применение артиллерии изменили поле боя», — говорит он.
Вот что следует изменить
Украинские подразделения должны готовиться с упором на те условия, с которыми они столкнутся на поле боя.
Украина должна иметь инструменты или технологии, которые обеспечат более эффективное разминирование во время боевых действий.
Необходимо подготовить больше офицеров, способных планировать крупные военные операции, — причем, с учетом украинских условий, а не только стандартов НАТО.
Желательно снизить разнообразие систем вооружения и техники. Так Украине будет легче ремонтировать имеющуюся технику и поддерживать тем самым боеспособность.
Он считает, что как датская, так и международная подготовка украинских солдат должна адаптироваться к реальности.
«
Когда украинский солдат с реальным опытом боевых действий говорит, что чего-то не хватает, это именно то, что мы должны попытаться внедрить в подготовку», — продолжает он.
«например, одно то, что у нас нет в воздухе настоящих беспилотников для подготовки к этой угрозе. Пожалуй, нам следует сделать тренировочные условия более реалистичными», — рассуждает он.
— А какая принципиальная разница, что настоящих беспилотников в воздухе нет, а вместо этого инструктор дает команду «воздух»?
«
Важно, чтобы обучение было как можно реалистичнее, чтобы обеспечить максимум подготовки. Если вы просто скажете „тра-та-та“, это не то же самое, что почувствовать настоящую отдачу в плечо при стрельбе», — заключил Александр Хёйсберг Тецлафф.