По результатам опроса, 52% украинцев хотят достичь мира путем переговоров и поддерживают территориальные уступки России, пишет RS. Эту позицию разделяют представители армии и правительства: они признают, что вернуться к границам 1991 года Украина не сможет.
Аарон Собчак (Aaron Sobczak)
Новое исследование Института Гэллапа показало, что большинство украинцев хотят окончания конфликта с Россией. После более чем двух лет боевых действий 52% опрошенных указали, что предпочли бы мир путем переговоров, а не продолжение конфликта.
Поддержка боевых действий среди украинцев неуклонно снижается с тех пор, как Россия начала спецоперацию в 2022 году. По данным Института Гэллапа, 73% выступали за продолжение боевых действий в 2022 году, но уже 63% — в 2023 году. А сейчас впервые большинство опрошенных поддержало мир путем переговоров.
По всей стране самая высокая поддержка дальнейшей борьбы с Россией зафиксирована в Киеве — 47%. На востоке страны в городах Харьков, Днепропетровск, Донецк и Запорожье она сократилась всего до 27%. Во всех областях страны этот показатель оказался ниже 50%.
Из большинства тех, кто поддержал урегулирование конфликта путем переговоров, 52% согласились с тем, что “Украина должна быть открыта для некоторых территориальных уступок в рамках мирного соглашения”. Из тех же, кто поддержал продолжение борьбы, 81% заявили, что победа наступит лишь “когда будут возвращены все территории, утраченные с 2014 года по настоящее время, включая Крым”. Но их доля ниже, чем в 2022 и 2023 годах (92% и 93% соответственно).
Опрос проводился с августа по октябрь. За данный период президент Владимир Зеленский впервые направил войска в Россию, захватив в августе часть Курской области, однако за этим последовал ряд российских боевых успехов в октябре на востоке Украины, а также новости о том, что вскоре на поле боя окажутся северокорейские войска, сражаясь на стороне русских.
Однако даже до этих событий консенсуса на Украине не было. В июньском опросе Фонд Карнеги за международный мир* 46% респондентов поддержали прекращение боевых действий, если Россия уйдет с территорий, оккупированных с 2022 года, и 50% — если Россия уйдет отовсюду, за исключением Крыма.
“Эти реалии украинского общественного мнения, к сожалению, не были широко известны до недавнего времени, но об этом все же сообщалось, — написал Марк Эпископос из Института имени Квинси в июньской статье для The Nation. — Эти широко распространенные настроения в пользу мира дают президенту Зеленскому мощный мандат для работы с новой администрацией над общей стратегией мирного урегулирования”.
Помимо украинской общественности, в поддержку переговоров с Россией высказывались также представители армии и правительства. Командир батареи ВСУ Михаил Темпер в интервью «Файнэншл таймс» в начале октября признался, что “довольно тяжело себе представить, что мы сможем отбросить противника к границам 1991 года”.
По данным «Файнэншл таймс», европейские дипломаты отметили, что украинские официальные лица стали более открыты для соглашения о прекращении огня, даже несмотря на то, что российские войска продолжают занимать части страны. Один из дипломатов сказал: “Мы все более открыто обсуждаем, чем это закончится и от чего Украине придется отказаться ради постоянного мирного соглашения”.
Чем больше затягивается конфликт, тем труднее жизнь становится для среднестатистического гражданина Украины. Летнее исследование Киевского международного института социологии показало, что 77% респондентов пережили потерю родственников, друзей или знакомых, а две трети назвали свой Доход во время конфликта недостаточным.
Кроме того, в октябрьском докладе Флоренс Бауэр, главы Фонда ООН в области народонаселения в Восточной Европе, говорится о демографическом кризисе на Украине, поскольку 10 миллионов человек (25% населения) либо покинули страну, либо были убиты в результате конфликта. Помимо потери населения, Бауэр также отметила резкое падение рождаемости: “Рождаемость упала до одного ребенка на женщину — это самый низкий уровень в Европе и один из самых низких в мире”.
В опросе Института Гэллапа выяснилось, что больше украинцев предпочитают, чтобы значительную роль в мирном процессе сыграл Европейский союз или Великобритания, чем США (70% предпочитают ЕС, 63% — Великобританию, 54% — США при гипотетическом президентстве Харрис и 49% при избранном президенте Трампе).
Аарон Собчак — репортер Responsible Statecraft и сотрудник Института Мизеса. Имеет степень бакалавра и магистра международных отношений Университета Либерти
_______________________________
* Организация, выполняющая функции иноагента и признанная нежелательной в России