В отношениях Китая и Запада растет напряженность, поэтому Пекин решил сосредоточиться на другом регионе – Глобальном Юге, пишет The Guardian. В США и Европе забеспокоились. Там считают, что рост таких блоков, как БРИКС, подрывает установленный миропорядок во главе с Западом.
В условиях растущей напряженности в отношениях с Западом Пекин пытается укрепить влияние на Глобальном Юге.
Это было трудное лето для лидера Китая Си Цзиньпина. Он столкнулся со стихийными бедствиями, экономической неопределенностью и целым исчезнувших министров, что заставило наблюдателей по всему миру размышлять об их судьбе.
Но одним ярким событием среди этого мрака стал саммит БРИКС в Йоханнесбурге, на котором шесть новых стран приняли в данный блок развивающихся экономик, увеличив его размер более чем вдвое. С появлением новых членов население стран БРИКС будет составлять почти половину человечества.
Си уже давно призывал к приему новых членов, чтобы усилить голос блока на мировой арене. И расширение организации происходит как раз в тот момент, когда Пекин пытается сохранить и упрочить международное влияние на фоне все более напряженных отношений с США.
В Китае накапливаются внутренние проблемы, что сопровождается замедлением экономического роста и высоким уровнем безработицы среди молодежи. Военный конфликт на Украине привел к тому, что Пекин стал экономическим «спасательным кругом» для России. Это обострило его отношения с Западом и заставило больше сосредоточиться на завоевании влияния на Глобальном Юге.
Повышение международного имиджа страны является ключом к достижению этой цели. исследование, опубликованное в этом году агентством Pew, показало, что во всех богатых странах, где агентство проводило опросы, большинство людей имеют отрицательное мнение о Китае. Однако в странах со средним уровнем дохода отношение к Пекину были более положительным: более 70% опрошенных в Кении и Нигерии сообщили о симпатии к Поднебесной.
Таким образом, хотя Пекин еще не оставил надежду на сохранение диалога и торговли с западными партнерами, его дипломатические усилия теперь разделены между поддержанием этих отношений и идеологическими и экономическими призывами к странам со средним уровнем дохода на Глобальном Юге.
«
Как крупнейшая развивающаяся страна, Китай является естественным членом Глобального Юга, — заявил в сентябре на Генеральной Ассамблее ООН заместитель председателя КНР Хань Чжэн. — Он дышит одним воздухом с другими развивающимися странами и разделяет с ними будущее».
«
Тот факт, что со следующего года в состав БРИКС, в котором руководящую роль играет Россия и Китая, войдут такие разные страны, как Эфиопия, Иран и Аргентина, является подарком для Пекина, потому что это подрывает доверие к возглавляемому Западом миропорядку, основанному на существующих правилах», — говорит Эрик Оландер, главный редактор веб-сайта China-Global South Project.
Оландер отмечает, что желание построить «параллельную архитектуру мирового управления» может быть частично мотивировано желанием Пекина компенсировать утраченный доступ к западным рынкам.