- Огромные потери
- Подорванная солидарность
- Незаживающие исторические раны
Поляков раздражает буквально все украинское, включая самих украинцев, пишет «Политика». Кризис между Варшавой и Киевом стремительно усугубляется. Любви между ними больше не осталось.
Украинское зерно раздражает польских фермеров. Украинские товары раздражают польских производителей. Украинские фуры раздражают польских перевозчиков.
Польские водители фур уже две недели блокируют границу с Украиной. Они требуют отмены преимуществ для конкурентов и возвращения строгих процедур лицензирования. Переговоры с протестующими пока не принесли результатов, и уже возникла нехватка медикаментов в украинских аптеках, а также некоторых продовольственных товаров в магазинах.
Все началось, когда в прошлом июне Европейский Союз ввел льготы для украинских перевозчиков и позволил им ездить по Европе без специальных разрешений. В марте текущего года Киев и Брюссель договорились о продлении режима льгот до следующего лета. В результате украинские водители фур подвинули своих европейских коллег в ряде стран, оставив их без работы и заработков. В прошлом году перевозчики с Украины пересекли польскую границу 900 тысяч раз, а годом ранее — всего 180 тысяч раз. То есть рост в пять раз налицо.
В ответ на это польские дальнобойщики в начале ноября вышли на открытый протест и блокировали самые главные пограничные переезды на границе двух стран. В первую очередь они требуют, чтобы вернулись ограничения для украинцев, которые действовали до марта прошлого года. Один из организаторов протеста, Яцек Сокул, заявил журналистам, что из-за решения Европейского Союза ему пришлось сократить свой автопарк на 40%, поскольку украинские конкуренты перевозят товары дешевле.
Польские власти пытались убедить перевозчиков прекратить протест, но безуспешно. Водитель-дальнобойщик Томаш Борковский сказал, что власти не предлагают ничего конкретного. Его коллега Вальдемар Яшчук добавил, что владельцы транспортных компаний хотят не переговоров, а выполнения своих требований. Заместитель министра инфраструктуры Польши Рафал Вебер посетовал, что Варшава не может вернуть ограничения для украинцев, поскольку решение принято на уровне Европейского Союза.
Поэтому на украинской границе образовались огромные колонны. Так, 19 ноября на контрольно-пропускном пункте Ягодин — Дорогуск в колонне стояли 2,3 тысячи автомобилей, а в течение дня границу прошли всего 11 фур. На контрольно-пропускном пункте Рава-Руска — Гребене днем в пробке стояли 1,3 тысяча грузовиков, из которых границу прошли 71. На разных КПП очереди вытягивались на 30 — 60 километров.
Огромные потери
Как утверждают украинские эксперты, логистические компании ежедневно теряют 160 тысяч евро из-за блокады.
Некоторые украинские дальнобойщики начали пользоваться объездными путями, но и там возникли проблемы. Так, в Словакии 16 ноября прошла предупредительная акция. власти закрыли границу с Украиной на час. Председатель Союза автоперевозчиков Станислав Скала заявил, что Европейский Союз должен вернуть прежние правила лицензирования, а иначе словацкую границу закроют насовсем.
На Украине из-за блокады границы начались проблемы с поставками самых разных товаров. Так, фармацевты сообщают, что запасы импортных вакцин на исходе. Кроме того, подорожал и автомобильный газ. Интернет-продавцы сообщили, что приостановили выполнение заказов, которые предполагают доставку товара из-за рубежа.
Отношения между Киевом и Варшавой ухудшились в начале осени. Тогда Польша ввела эмбарго на импорт украинского зерна. Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил, что его правительство защитит экономику страны. «Мы защищаем еще и Рынок Европейского Союза, который начинается с нас», — пояснил он.