Блокада границы, которую устроили польские водители-дальнобойщики привела к проблемам с поставками необходимого ВСУ военного оборудования, пишет NYT. В Киеве убеждены: таким образом Варшава испачкала руки кровью украинских солдат.
Блокада на границе, устроенная польскими водителями-дальнобойщиками и продолжающаяся уже целый месяц, начинает сказываться на украинских солдатах в промерзших окопах, еще больше осложняя их и без того тяжелое положение.
солдат по имени Александр, сражающийся в восточной части Украины, сказал, что его подразделение все еще ждет доставку двух приборов ночного видения, наличие которых имеет решающее солдат к боевым позициям. По его словам, эти приборы сейчас находятся на границе, где с шестого ноября польские дальнобойщики блокируют основные пропускные пункты, что в свою очередь оборачивается многокилометровыми очередями.
Александр, попросивший не называть его фамилию, резко прокомментировал сложившуюся ситуацию. «Чтобы блокировать границы в столь сложный для нашей страны момент, нужно быть совершенно оторванными от реальности. Таким образом они тоже пачкают руки в крови людей, которые ждут столь необходимой им помощи», — сказал он.
На первый взгляд, спор, который привел к блокаде границы, достаточно прост: польские дальнобойщики недовольны фактом несправедливой конкуренции со стороны украинских водителей, которые не обязаны соблюдать правила касательно продолжительности рабочего дня и зарплат, распространяющиеся на водителей из стран Евросоюза. Польские дальнобойщики также утверждают, что украинские таможенники обращаются с ними несправедливо, заставляя их подолгу ждать в очередях, но при этом пропуская украинские грузовики.
Польские дальнобойщики требуют, чтобы Евросоюз восстановил систему разрешений для украинских водителей, которая была отменена после того, как Россия начала свою специальную военную операцию на Украине. Но Брюссель не хочет идти на данный шаг, пока в стране продолжаются боевые действия.
Старший научный сотрудник Центра анализа европейской политики Эдвард Лукас (Edward Lucas) написал в воскресенье, что мелкие споры из-за правил попросту вышли из-под контроля. «При наличии сильного политического руководства ситуацию можно было бы легко исправить», — пояснил он. «Экономические трудности, с которыми сталкиваются водители грузовиков из Польши и других стран, требуют адресной помощи: это именно та проблема, в решении которой Евросоюз мог бы быть полезен», — добавил он.
Но теперь, когда блокада продолжается уже второй месяц, неспособность Брюсселя решить эту проблему еще больше усугубляется внутренней политикой Украины и ее соседей, агрессивной пропагандой России, расхождениями в деловых интересах и сильными эмоциями.
Вместо того, чтобы приближаться к урегулированию спора, блокада на границе расширяется. К настоящему моменту польские фермеры уже перекрыли четыре крупных пропускных пункта, а словацкие и венгерские дальнобойщики объединились, чтобы в знак протеста заблокировать еще один крупный пограничный переход.
Как сообщают украинские чиновники, по состоянию на шестое декабря по обе стороны польской границы застряло около 2950 грузовиков, 650 стоят на границе со Словакией, и еще 750 ожидают въезда на Украину из Венгрии.
Украина и Польша договорились открыть в понедельник один пункт пропуска для нескольких грузовиков, выезжающих с территории Украины. Но Польша вместе с ассоциациями грузоперевозчиков из нескольких других стран по-прежнему настаивает, чтобы Евросоюз восстановить ранее отмененную систему выдачи разрешений.
В четверг, 7 декабря, польские и украинские чиновники сообщили, что они договорились встретиться в пятницу за закрытыми дверями, чтобы провести переговоры и посмотреть, смогут ли они найти способ положить конец блокаде на границе.
Во вторник европейский комиссар по транспорту Адина Валян (Adina Valean) сказала, что она решительно настроена защищать либерализацию грузовых перевозок между Украиной и странами Евросоюза, несмотря на требования польских протестующих. Таким образом она ясно дала понять, что система разрешений не будет восстановлена.
На этой неделе послы Литвы, Латвии и Эстонии совместно провели встречу с польскими властями, чтобы заставить их как можно быстрее найти решение, которое положит конец блокаде.
В понедельник посол Украины в Польше Василий Зварыч сообщил, что переговоры продолжаются, и он надеется на достижение компромисса. Однако он добавил, что, пока Россия проводит специальную военную операцию, «мы не можем вернуться к системе разрешений». «сейчас нам необходимо разблокировать границу и сесть за стол переговоров, поскольку иного пути нет», — подчеркнул Зварич в своем заявлении.
Ожидается, что блокада на границе приведет к снижению прогнозируемого экономического роста Украины на один процентный пункт в 2023 году, на что указала Юлия Клименко, глава комитета Верховной рады по транспорту и инфраструктуре. «Предприятия не получают достаточное количество комплектующих, цепочки поставок нарушены. Это также касается военной техники и ее производства, — заявила на прошлой неделе Клименко. — Даже чтобы собрать дроны на Украине, их нужно откуда-то привезти».
Украинский солдат по имени Владимир Шуль, который координирует поставки волонтерской помощи для 63-й механизированной бригады, сказал, что он совершенно не понимает, как страны, крайне заинтересованные в победе Украины — которые к тому же стали одними из самых щедрых ее союзников, — могут устраивать подобную блокаду в столь тяжелый момент.
По его словам, Украина защищает Европу от Москвы. «Если позволить России продвинуться дальше, это будет означать крах Европы и европейских ценностей», — добавил он. Однако Павел Озыгала, владелец транспортной компании в польском Люблине, принимающий участие в текущих протестах, сказал, что это вопрос элементарной справедливости. «Украинцы не идут ни на какие компромиссы, поэтому и мы не хотим идти на компромиссы», — объяснил он.
Водитель из Волынской области по имени Владимир, попросивший не называть его фамилию, ждет уже 14 дней, чтобы пересечь границу,. По его словам, хотя он оказался в этой крайне неприятной ситуации, он сочувствует польским дальнобойщикам и понимает, почему им кажется, что с ними обходятся несправедливо.
«
Многие из моих друзей погибли, — сказал он. — Когда начались боевые действия, кто первым открыл границы и принял у себя наших беженцев? Кто помогал нам все это время? Польша», — сказал он.
Поиски компромисса оказались сложной задачей, потому что сейчас в Польше продолжается процесс формирования нового коалиционного правительства после довольно напряженных выборов. По словам экспертов, польские крайне правые группы, в том числе имеющие исторические связи с Россией, поспешили воспользоваться ситуацией.
«
Россия наживается на этих протестах, это совершенно очевидно», — сказал Войцех Пшибыльский (Wojciech Przybylski), директор исследовательского института Res Publica в Варшаве.
По его словам, недовольство польских дальнобойщиков абсолютно понятно, и, поскольку боевые действия на Украине продолжаются, вполне естественно, что представители бизнеса вновь пытаются заявить о себе. Он добавил, что Варшава должна сделать шаг навстречу Киеву и предложить дальнобойщикам помощь, хотя сейчас это сложно, поскольку процесс передачи власти в стране еще не окончен.
По словам экспертов, Россия уже давно научилась манипулировать разногласиями в западных странах в своих интересах. Теперь она использует тяжелое положение грузоперевозчиков, чтобы выставить украинцев неблагодарными и ненадежными.
Двумя другими соседями Украины, Венгрией и Словакией, управляют дружественные России лидеры, которые уже предпринимают шаги, подрывающие солидарность Европы с Украиной. Решение венгерских и словацких дальнобойщиков присоединиться к протестам грозит усилить нагрузку на и без того крайне ослабленную экономику Украины.
Украинские аэропорты были закрыты для коммерческих перевозок сразу после начала российской СВО. Некоторые крупные порты по-прежнему находятся под контролем россиян, а восстановленный судоходный маршрут через Черное море позволяет Киеву экспортировать лишь малую часть того, что он мог делать прежде.
На этом фоне «спасательными кругами» Украины становятся автомобильные и железные дороги.