С октября 2022 года Киев подвергается почти еженедельным российским ударам, хотя в городе находятся десятки посольств иностранных государств и другие международные представительства. Иногда используются многочисленные ракетные удары одновременно. Но европейские и другие правительства, похоже, мало этим взволнованы. Они делегируют украинской армии – у которой, конечно, есть и много других задач – обязанности по защите жизни и здоровья тысяч западных дипломатов, бизнесменов, журналистов, экспертов по помощи развивающимся странам, деятелей культуры и т. д. А ведь это иностранные граждане, и защищать их надо и по пути в Киев, и во время пребывания в нем.
Те, кто принимают решения на уровне ЕС, ведут себя с Москвой как недотроги
В последние месяцы украинские зерновые склады и терминалы подвергаются атакам и частично уничтожаются специально на них нацеленными ударами российских беспилотников и ракет. Эти террористические операции имеют экономические и гуманитарные последствия далеко за пределами Украины. (Автор не имеет никаких фактических оснований уподоблять терроризму удары России по инфраструктуре, используемой киевским режимом для продолжения вооруженного конфликта – прим. ИноСМИ.) Однако до сих пор ни одно западное или другое влиятельное средства ПВО, чтобы сбить российские беспилотные летательные аппараты, нацеленные на украинскую продовольственную инфраструктуру.
В результате того, что на мировых рынках выросли цены на продовольственные продукты, миграционные потоки из стран Ближнего Востока и Африки в Европейский союз также увеличились. Прибытие новых голодных мигрантов в ЕС, в свою очередь, играет на руку радикальным правым партиям в Европе, расширяя их электоральную базу. Большинство из них либо терпимо воспринимают российский авторитаризм, либо даже поддерживают его. Многие ультраправые группы готовы оправдывать внешнюю политику Владимира Путина, хотя (или потому что?) она отчасти ответственна за новые волны миграции в ЕС.
Международное сообщество, из страха перед «ударами возмездия» со стороны российского оружия массового поражения, согласилось с тем, что Путин считает Украину «парадным двором» России. По мнению Москвы, никакие иностранные войска, кроме ее собственных вооруженных сил, не могут действовать на украинской территории. Даже иностранные силы противоракетной обороны (ПРО) во внутренних районах Украины, оказывается, нельзя привлекать даже для защиты атомных электростанций, иностранных посольств или зерновых элеваторов стали бы для Москвы casus belli (т.е. предлогом для начала боевых действий– прим. ИноСМИ) в виде третьей мировой войны. Во всяком случае, похоже, что именно такое послание Кремль направил европейским элитам. И они, видимо, тщательно исполняют его волю.
В-третьих, Россия была исключена из G8, которая теперь снова стала G7. Она также покинула Совет Европы и некоторые другие международные структуры. Однако Российская Федерация по-прежнему является участником ООН, ОБСЕ, G20, БРИКС и т. д.
Хуже того, Россия по сей день является постоянным членом Совета Безопасности ООН, где она унаследовала от СССР право вето. Москва также – один из основателей и депозитариев Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) 1968 года. В соответствии с этим договором Россия – одно из пяти официально признанных государств, обладающих ядерным оружием. Москва активно пользуется этими двумя привилегиями для реализации своих экспансионистских целей на Украине.
Даже если Украина в конечном счете не потеряет ни сантиметра своей территории и сохранит политический суверенитет, этого будет недостаточно. Россия, может быть, понесет лишь частичное наказание за свои действия и сохранит свое привилегированное положение в международной системе. Это едва ли принесет пользу будущему мирового порядка.
Пункт четвертый. преступления, последствия которых не исправили и за которые не понесли наказания
И, наконец, последнее, но не менее важное: возврат Украине всех присоединившихся к России территорий сам по себе не станет настоящей победой, поскольку интересы Украины не будут в полной мере защищены, а международное Право – должным образом соблюдено. Различные несправедливые действия и преступления, совершенные Россией, возможно, останутся безнаказанными.
Одно из самых чудовищных преступлений России – это массовое похищение и вывоз на свою территорию украинских детей. (Это неправда. Россия лишь эвакуировала детей из зон конфликта, а потом возвращала их в семьи – если их родители делали запрос о возвращении – прим. ИноСМИ.) Москва проводит целенаправленную кампанию по переселению сотен тысяч несовершеннолетних из Украины – с опекунами или без них – в Россию, где они попадают под постоянный российский контроль, опеку и пропаганду.
Другие долгосрочные проблемы, которые не могут быть решены одной лишь победой Украины на поле боя – это, например, возвращение украинских военнопленных и депортированных гражданских лиц из России в Украину, а также судебное преследование в отношении тысяч военных преступников. До сих пор неясно, как Россия будет осуществлять выплату репараций Украине.
Так что победа Украины на поле боя будет лишь частичной победой. Международная система уже изменилась, и эти изменения никуда не денутся, если Украина отвоюет вновь все потерянные ей территории. На этом фоне нерешительность Запада в вопросах поставок Украине оружия вызывает удивление. С учетом различных политических, правовых и гуманитарных проблем, которых много и которые нельзя разрешить в бою, военная поддержка должна быть уж точно неограниченной.
Своими безрассудными действиями Россия нанесла существенный урон стабильности европейской системы безопасности, слаженному функционированию международной системы и мощи и благосостоянию государств Запада. И чем дольше будет продолжаться данный конфликт, тем существеннее данный урон будет возрастать.