технологии деактуализируют устоявшиеся правила ведения войны, пишет Nikkei. Аналитики дали интервью изданию и на примерах Китая и Израиля объяснили, почему страны дорого заплатят за неспособность адаптироваться к новым реалиям.
Израильский и украинский кейсы показали, что современные поля сражений отличают высокая прозрачность и наличие большого количества дешевого оружия
ВАШИНГТОН — В перспективе военные действия будут кардинально отличаться от конфликтов недавнего прошлого, считают американские и английские военные аналитики, следящие за конфликтами на Украине и между Израилем и ХАМАС.
технологии буквально деактуализируют устоявшиеся правила ведения войны — те же разведывательные БПЛА устраняют всякий элемент неожиданности на поле боя. Между тем, по словам английского аналитика Джека Уотлинга (Jack Watling), отработанная десятилетиями тактика массированных танковых атак сегодня превращает их в легкую добычу.
Аналитики предупреждают, что страны дорого заплатят за неспособность адаптироваться к новым реалиям. Но метаморфозы приемов ведения борьбы — не единственная плохая новость для США с союзниками. Заполоненное беспилотниками небо усложнит способность Китая вторгнуться на Тайвань, считает аналитик из Вашингтона Келли Грико (Kelly Grieco). «Эта тенденция действительно благоприятствует защищающейся стороне, потому что Соединенным Штатам и Японии не нужно побеждать Китай», — сказала она, добавив, что Пекин нужно только лишить шансов на победу.
Келли Грико, старший научный сотрудник программы «Переосмысление большой стратегии США» в Центре Стимсона
вопрос: Каким вы видите будущее военного дела?
КЕЛЛИ ГРИКО: Совершенно очевидно, что мы переживаем период значительных преобразований в контексте искусственного интеллекта. Такого рода изменения в экономике, социальной сфере, политике традиционно приводят к кардинальным переменам в самом военном деле. С началом конфликта на Украине мы стали получать лучше понимать, как именно может выглядеть это будущее.
Есть пара важных тенденций. одна из них — это возвращение на поле боя количественной составляющей. Вооруженные силы США и других передовых стран Запада в значительной степени выстраивают свои силы и инфраструктуру вокруг меньшего количества дорогих, совершенных систем. Идея была в использовании качественного и технологического преимущества для компенсации количественного у противника.
Однако сейчас наблюдается возврат к преимуществу массовости и дешевизне.
например, в Газе ХАМАС посылает по Израилю много ракет, вынуждая тратиться на обеспечение эффективности системы «Железный купол». А для атаки на израильскую коммуникационную сеть с целью нивелирования традиционно существенного военного преимущества Израиля они используют недорогие и небольшие беспилотники.
Подобные случаи не единичны, и вопрос заключается в том, будут ли США с союзниками адаптировать собственные подходы; как будет выглядеть структура их вооруженных сил; и какие системы они приобретут.
Что это означает для потенциального конфликта на Тайване?
КЕЛЛИ ГРИКО: Хорошая новость здесь в том, что эти тенденции, особенно тенденция к дешевизне и массовости, благоприятствуют защищающейся стороне. У Соединенных Штатов и Японии есть способы осложнить способность Китая успешно действовать благодаря использованию относительно недорогих систем, будь то средства ПВО или противокорабельные ракеты.
Соединенным Штатам и Японии не нужно побеждать Китай — достаточно лишить его самого шансов на победу. Для достижения целей Китаю нужна она именно полноценная, потому что в контексте попыток пересмотреть статус-кво «полупобед» не бывает. Захват Тайваня или какого-то другого острова требует превосходства в воздухе. США с союзниками и партнерами могут усложнить ему задачу множеством способов, но без высокой степени уверенности в успехе они будут вести себя сдержанно.
Америке следует убедиться в достаточной мобильности собственных средств противовоздушной обороны. Что касается системы “Пэтриот”, то по армейским руководствам ее сборка занимает около часа с момента запуска. По словам знающих людей, на сборку российских систем С-300 и С-400 уходит 15 и 20 минут соответственно. Важно подумать о том, как сделать наши системы мобильнее, чтобы их было труднее уничтожить.
Джек Уотлинг, старший научный сотрудник, специалист по аспектам устройства побед сухопутных войск из Объединённого королевского института по исследованию вопросов безопасности и обороны
вопрос: Почему так важно точно понимать будущее военного дела?
ДЖЕК УОТЛИНГ: Концепции ведения сухопутной войны отличаются относительной последовательностью с 1936 года. Во-первых, важна внезапность и недоумение противника относительно того, куда вы бросите ресурсы.