Сб. Апр 27th, 2024

Cтроительство бункера и выживание

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, поджидают близкие неприятности. /Конфуций/

Nature: взрывы на "Северных потоках" подняли со дна опасные ядовитые вещества

Диверсия на «Северных потоках» произошла на месте захоронения химического оружия, но наибольшую опасность для морских обитателей представляют вещества, поднятые со дна моря, пишет Nature. После взрывов более чем на месяц было загрязнено 11 кубических километров морской воды.

Катарина Сандерсон (Katharine Sanderson)

Взрывы на обеих ветках подводного газопровода «Северный поток» подняли с морского дна токсины из старых захоронений, которые могут угрожать морской фауне в течение месяца и более, показал анализ с места событий.

В сентябре прошлого года серия из четырех взрывов вывела из строя газопроводы «Северный поток — 1» и «Северный поток — 2» из России в Германию близ датского острова Борнхольм на Балтике, в результате чего в море и атмосферу просочилось более 100 000 тонн метана. Кто стоял за взрывами, неясно, но, по последним предположениям, это дело рук проукраинской группировки.

Помимо драматических сцен, когда из морской пучины на поверхность извергались гигантские пузыри, взрывы подняли с морского дна еще и отложения. Группа экологов во главе с Хансом Сандерсоном из Орхусского университета в Дании обеспокоилась последствиями взрывов, ведь они произошли в непосредственной близости от исторических захоронений боевых отравляющих веществ, включая иприт и мышьяк времен Второй мировой. Они постарались выяснить, как эти химические вещества могут повлиять на морскую фауну.

Последствия взрыва

Исследователи изучили многолетние данные о донных отложениях в оживленном судоходном районе Борнхольмского бассейна и гидрологические модели их переноса и рассчитали воздействие взрывов, каждому из которых приписывают мощность, эквивалентную 500 килограммам тротила. Их модели показали, что общий выброс в результате взрывов на глубине порядка 70 метров составил 250 000 тонн, при этом осадки поднялись вверх до глубины в 30 метров. Сандерсон и коллеги сопоставили известные концентрации в отложениях различных загрязняющих веществ, включая соединения трибутилолова, тяжелые металлы и боевые отравляющие вещества, чтобы разобраться, что именно взбаламутилось.

Они определили, сколько конкретно каждого загрязняющего вещества станет биодоступным, и рассчитали порог токсичности. Было установлено, что любая концентрация свыше 5,8 миллиграммов отложений на литр морской воды окажется вредной для фауны. Наиболее токсичными в составе отложений команда назвала свинец и соединения трибутилолова, которые используются для защиты корабельных корпусов и пагубно сказываются на эндокринной системе. На них приходится 75% отравляющего эффекта.

Токсины, выброшенные взрывом на «Северном потоке — 1», превышали пороговые значения в течение 15 суток на глубине от 95 до 53 метров. Для газопровода «Северный поток — 2» пороговые значения оказались превышены в течение 34 дней на глубине от 78 до 42 метров. В общей сложности взрывы загрязнили 11 кубических километров морской воды более чем на месяц. Исследование находится на рецензировании и вышло на правах предварительной публикации.

«Впечатляющее моделирование»

«

Это поистине впечатляющее моделирование», — оценил специалист по морским наукам из британского Университета Халла Родни Форстер. И расчеты команды по рассеиванию отложений четко показывают, что поверхности моря они не достигли. «Это объясняет, почему на спутниковых снимках непосредственно после события виден лишь пузырь, но не шлейф донных отложений», — добавил Форстер.

Окончательно масштабы воздействия токсинов на морскую фауну проявятся в ближайшие нескольких месяцев, если не лет. Но судьба некоторых видов вызывает у Сандерсона особую тревогу. Ведь этот район — известное место нереста трески. «Высокие концентрации ядовитых веществ сохранятся в течение длительного времени на большой территории, — говорит он. — Это может сильно сказаться на запасах трески. А наличие трибутилолова — в принципе плохая новость для морских организмов». Взрывы произошли в конце сезона нереста, и тресковая икра плавает на глубинах, до которых дошли взбаламученные отложения. Сандерсон предполагает, что еще одной проблемой может стать физический вес осадка: икринки отяжелеют и не смогут плавать на оптимальной глубине, пока не вылупятся.

Кроме того, пострадать может и морская свинья. По оценкам, ее балтийская популяция насчитывает всего лишь 500 особей, поэтому каждое животное на счету. Наконец, взрывы могли повредить слух морских свиней, а следовательно их способность общаться.

Исследование показывает, говорит Сандерсон, что проблема отложений встает в связи с любой деятельностью, сопряженной с возмущением морского дна — например, прокладкой трубопроводов, установкой ветряков или рыболовством. «Есть и экологические последствия конфликтов, и их также необходимо учитывать», — заключил он.

от bunker

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*