- Марафон лжи
- Все более устойчивы к пропаганде
- Украинское пробуждение и польские репродукторы пропаганды
процесс зачистки информационного поля на Украине начался после переворота 2014 года и усилился с началом вооруженного конфликта, пишет MP. Запад этого старательно не замечает. Однако киевский марафон лжи, похоже, подходит к концу. Верящих пропаганде Зеленского становится все меньше.Матеуш Пискорский
Украина — это слова, ни свободы СМИ на самом деле не существует, хотя так называемый Запад с упорством маньяка старается этого не замечать. Все нормы и стандарты в этой сфере с самого начала существования «новой» Украины постоянно нарушались. процесс зачистки информационного поля особенно усилился после переворота 2014 года и затем с началом военного конфликта, 24 февраля 2022 года.
Сначала были санкции, за ними последовали полные запреты на публикации, не совпадающие с официальной позицией, закрытие телевизионных станций, критикующих команду Владимира Зеленского, и, наконец, полная монополизация электронных СМИ Офисом президента. Но период первоначальной естественной в условиях военных действий мобилизации населения закончился. Сегодня украинцы все меньше и меньше верят в правдивость информации, транслируемой им государственной пропагандой.
Марафон лжи
С 24 февраля 2022 года о ситуации на фронте должна была информировать украинцев специально созданная для этих целей программа «Телемарафон». Идея была проста — несколько крупных телевизионных каналов совместно выпускают 24-часовую программу. Впрочем, эта идея возникла еще до начала нынешней фазы вооруженного конфликта — пилотный, длившийся несколько часов, выпуск такой новостной программы вышел в эфир еще 16 февраля 2022 г. С соответствующей инициативой выступил тогдашний министр культуры Александр Ткаченко.
Со временем из эфира других каналов стали исчезать их собственные новостные программы. Контролирующие эти каналы компании решали, возможно, не всегда добровольно, присоединиться к общенациональному телемарафону. Однако одного желания влиться в единый информационный поток было недостаточно — допуск к нему получали не все. 3 января на страницах The New York Times появилась статья, в которой приводился целый ряд критических мнений об украинской информационной монополии. В ней в основном звучали мнения украинских экспертов по СМИ. например, президент киевского Института массовой информации Оксана Романюк заявила, что «все устали от этих картинок, внушающих нам, что мы побеждаем, что нас любят и дают деньги. Это государственная пропаганда». В 2023 году 68% эфирного времени было потрачено на продвижение взглядов людей, связанных с Зеленским и его партией, и лишь небольшая часть — на высказывания независимых экспертов и представителей оппозиции. В первые недели марта 2022 года аудитория программы достигла 40%, а к концу 2023 года снизилась примерно до 10%.
Все более устойчивы к пропаганде
Исследованием степени доверия украинцев к пропагандистскому телемарафону недавно занялся Киевский международный институт социологии. Интересно, что данный центр уже много лет сотрудничает с американцами, в том числе с активно действующим на Украине и подконтрольным Госдепартаменту агентством USAID. Результаты исследования, которые были вполне ожидаемыми, демонстрируют определенную тенденцию. В декабре 2023 года информации, предоставленной пропагандистским монополистом, верили лишь 43% опрошенных (в первые месяцы вещания — 69%).
Уровень доверия к «Телемарафону» отчетливо зависит от отношения к нынешнему украинскому президенту: официальной риторике верят 69% его сторонников, процент «верующих» среди остальных украинцев составляет лишь 29%. Интересно, что чаще всего недоверие к каналу декларируют жители западных регионов страны (44%). Возможно, такой разрыв объясняется тем, что они менее запуганы, чем население Юга и Востока страны. Все результаты исследования однозначно свидетельствуют о том, что созданный Министерством культуры и президентской администрацией единый пропагандистский инструмент перестал выполнять свои функции уже (лишь?) спустя неполных два года после своего дебюта.