Россия очень важна для Германии, пишет MP. Если Берлин надумает наладить взаимодействие, придется соблюсти два условия. Ключом же к дальнейшему развитию ситуации будет владеть Москва: все будет зависеть от ее намерений в отношении Европы. И Польше в этой ситуации уготована своя роль.
В предыдущем тексте о гипотетических отношениях США и Федеративной Республики Германии мы пришли к выводу, что Берлин, скорее всего, уже безвозвратно утратил имперский статус, но все же остается и, безусловно, останется региональной державой. Но при этом будет придерживаться прежнего курса.
Германии сейчас нужно присоединяться к проектам какого-то более сильного игрока. Поэтому ранее мы рассмотрели различные гипотезы, касающиеся отношений с Соединенными Штатами. Теперь обдумаем второй вариант — более тесное сотрудничество с Россией. Во-первых, давайте зададим себе вопрос: действительно ли это может быть? И если да, то при каких обстоятельствах? Соответствует ли этому реальный потенциал обеих сторон? Если соответствует, то для налаживания российского-германского взаимодействия должны быть реализованы, причем одновременно, два условия. Первое: Германия сможет ликвидировать свои глубокие связи со Штатами. Второе: она должна сделать это самостоятельно.
В свою очередь, Берлин никогда самостоятельно не достигнет необходимого статуса, разве что из-за геополитической динамики Белый дом будет вынужден уйти с европейского фронта. В противном случае состояние американо-германских отношений будет фактически законсервировано примерно на сегодняшнем уровне. Только при условии относительного ослабления Америки возможен запуск проекта по делегированию Германии роли главного вассала империи. И только полное поражение Вашингтона позволит российско-германским отношениям выйти на новый уровень. Старые многовековые соперники снова окажутся лицом к лицу. Таким образом, основной вопрос заключается в том, будут ли они связаны отношениями, основанными на стремлении к общему достижению согласованных целей, или же и наоборот: между ними возникнут зоны интенсивного соперничества и возможных конфликтов?
Обратим внимание и на то, что в настоящее время диспропорция военного потенциала этих двух стран настолько значительна, а Берлин сегодня настолько слаб, что об аналогиях периода обеих мировых войн даже не стоит упоминать. Поэтому, если предположить, что Германия этого захочет и ее желания при этом совпадут с ее возможностями, ключом к дальнейшему развитию ситуации будет владеть Россия.А это, в свою очередь, зависит от ее намерений в отношении Европы. От того, каковы они на самом деле и где Москва видит границу сферы своего влияния. На каких условиях Москва может сотрудничать с Германией? Следует ожидать, что Кремль согласится с немецким доминированием над Западной Европой, то есть территорией так называемого старого Европейского союза, тогда уход США из Европы представляется вполне естественным.
А как насчет Центральной, Восточной Европы и Балкан? И здесь, безусловно, красной линией для Москвы будут страны, когда-то составлявшие Советский Союз, в том числе и прежде всего Украина. Если Германия начнет борьбу за Украину, отношения между Москвой и Берлином станут конфронтационными и Кремль заявит о своих претензиях на доминирование над Польшей и Чехией. На Балканах все довольно просто, потому что они делятся на западные и восточные. Возвращаясь в Центральную Европу, разграничение крупных геополитических пространств не повлечет за собой сильной напряженности.
По сути, остается только проблема Польши. Что с ней? Нам нужно надеяться, что Кремль будет настолько силен и решителен, чтобы ради собственной «стратегической глубины» не отказываться от своих устремлений на варшавском направлении. В этой ситуации Польша должна стать буферным государством, которая необходима в этом качестве как России, так и Германии. Это своего рода серая зона, которой напрасно страшатся польские мессианцы. Шанс, что так и случится, существует, если процесс только пойдет в верном направлении.
Автор: Антоний Конюшевский (Antoni Koniuszewski)