Завод, долгое время хранивший самые сокровенные военные тайны Китая, начал принимать туристов. Власти дали добро на посещение святая святых ядерной программы страны — «стратегического объекта» Ботао, расположенного восточнее города Чунцин, в самом сердце Китая.
Попасть в некогда самый секретный объект КНР стоит всего 40 юаней (160 рублей). Правда, на входе обслуживающий персонал с напускной суровостью предупреждает о «необходимости хранить все увиденное в тайне» и запрете на проведение видео- и фотосъемки. На самом же деле ничего секретного на базе давно уже нет. Сегодня она — памятник грандиозным планам Поднебесной по развитию собственной ядерной программы во времена «холодной войны».
Атмосфера внутри базы величественная и, можно сказать, тревожная. Даже в самую жаркую погоду от огромных заброшенных резервуаров веет холодом и силой. Бункер освещен лишь тусклым светом лампочек, висящих на 80-метровой высоте. А места, где размещались давно уже вывезенные ядерные реакторы, зияют мрачными пустотами, в которых свободно могли бы разместиться два грузовика.
Для посещения туристами открыты лишь 10 процентов помещений Ботао, с остальных пока еще не снят гриф секретности. «При создании базы использовались самые передовые технологии того времени. В случае начала ядерной войны огромные двери толщиной два метра перекрыли бы входы в бункер. И он продолжал бы работу по производству оружейного плутония-239», — объясняет гид.
Строительство базы в Ботао началось в 1966 году по указанию тогдашнего премьера КНР Чжоу Эньлая. Завод получил кодовое наименование 816 и предназначался для переработки ядерного сырья в оружейный плутоний. Место для него было выбрано удачно — у подножия горы, на берегу реки Уцзян. Из-за близости к воде объект постоянно окутывал густой туман, видна была лишь 150-метровая вытяжная труба. Таким образом, его сложно было заснять с воздуха или из космоса. А упоминание о местечке Ботао удалили из всех общедоступных карт и справочников.
Грандиозное сооружение почти 20 лет строили 60 тысяч прошедших строжайший отбор солдат и инженеров. Результатом их труда стала самая большая в мире рукотворная пещера. Площадь ее составила 104 тысячи квадратных метров, что эквивалентно 20 футбольным полям. В бункер вели 19 входов, сконструированных таким образом, чтобы выдержать тысячетонный взрыв или землетрясение магнитудой 8 баллов. До 2002 года все входы оставались замурованными, но потом гриф секретности был снят, и люди стали узнавать историю Ботао.
Судьбу базы можно назвать печальной. В 1982 году власти прекратили ее строительство, посчитав, что «международная обстановка стала более спокойной». Это стало шоком для ее создателей. Строителей и инженеров отправили по домам, выплатив компенсацию в размере трехгодичного оклада.
После остановки проекта судьба Ботао стала совсем незавидной — жители окрестных сел принялись растаскивать базу по кусочкам. Алюминий сдавали на близлежащий пивной завод, где из него делали банки для янтарного напитка. В помещениях складов для ядерных материалов открыли авторемонтные мастерские, а комнаты для обслуживающего персонала приспособили под ларьки, в которых начали торговать всякой снедью.
Это продолжалось до конца 80-х годов, когда власти решили использовать Ботао для производства удобрений — не самый, наверное, вдохновляющий проект, но лучше, чем торговля пирожками. И вот теперь для позабытого детища «холодной войны» придумали еще одну работу — напоминать туристам о мрачных временах, когда мировые державы всерьез готовились к ядерному конфликту.