Энтузиасты из рижского военно–исторического клуба «Редут» «выкопали» в центре латвийской столицы, в своей штаб–квартире на ул. Стабу, настоящий бункер с кроватями в два этажа. Здесь, в подвале самого обыкновенного дома, все обустроено так, как где–нибудь в лесу во время войны.
Кажется, в любую минуту сюда могут спуститься хозяева. Висят керосиновые лампы, стоят закопченные чайники. К стене прибита оригинальная табличка Германской национал–социалистической рабочей партии. В уголке — выкопанные немецкие футляры от противогазов. Их в буквальном смысле достали из–под земли.
К стене прибита оригинальная табличка Германской национал–социалистической рабочей партии. К другой стене прислонена немецкая противотанковая труба. Стоит и красное знамя с белым кругом посередине и свастикой в центре. Девушка–манекенщица одета по последней эсэсовской моде. Обычно такие неподвижные куклы с застывшими лицами стоят в витринах бутиков престижных марок. С другой стороны, как известно, фирма Hugo Boss одевала нацистов. Рядом с пластмассовой красоткой примостился баян. Понятное дело, тоже оригинальный. На таких красноармейцы играли во время отдыха. Девушки заслушивались.
В роли экскурсовода выступил технический директор «Редута» Константин Щипокас. В мирной жизни — простой автомеханик. Но, как выяснилось, он прекрасно разбирается не только в машинах, но и в военной технике. Он курил «застойные» папиросы «Беломорканал», а также показывал на большом экране монитора различные материалы из истории своей организации, в том числе записи воссозданных сражений. Вот такой симбиоз старого и нового.
В углу основного большого помещения стоят кирзовые сапоги и другая обувь. Тут же висит различная форма. Переодевшись, любой желающий может почувствовать себя в роли советского солдата или немецкого фашиста. Как весело сказал Константин, это бункер–гардероб. А еще он выполняет роль частного музея. Сюда запросто заглядывают целыми классами. Но, понятное дело, по предварительной записи.
— Наш клуб реконструирует две основные темы — Первая и Вторая мировые войны. По первой мы — латышские стрелки, а по второй мы — немцы и воины Красной армии. Всего у нас порядка 40 членов. Те, кто за немцев, изображают 19–ю дивизию СС, а конкретно — латышский легион. А красная сторона — это 43–я стрелковая дивизия, та самая, которая в 44–м году столкнулась в Латвии как раз с 19–й дивизией СС. Так что мы показываем то, что происходило на территории нашей республики.
Святая–святых «Редута» — оружейная комната. Чего здесь только нет. Всевозможные ружья, автоматы, пулеметы. Не деревянные или пластмассовые муляжи, а оригинальные изделия. «Откуда все это богатство? Покупаем. На складах до сих пор хранятся совершенно новые вещи. А вот эта винтовка — „Арисака“ — японская, 43–го года. Тоже все работает. Но, конечно, мы стреляем холостыми патронами», — улыбнулся Щипокас.
Некоторые из экспонатов — еще конца XIX века, с царской символикой. Все оружие, как выразился Константин, «залито» маслом, чтобы не ржавело. Примечательно, что некоторые образцы Первой и Второй мировых войн практически ничем не отличаются. Скажем, винтовка Мосина аналогична той, на которой выбит императорский орел. Отличие в прицельной мушке и планке, а также в патроннике. Я взял связку гранат. Обычно такие показывают в военных фильмах. Так и хотелось бросить ее со словами: «Получай, фашист, гранату!»