Смысл увольнения министров на Украине до конца не ясен, пишет JW. Назначенные преемники не смогут решить проблемы страны лучше, чем их предшественники. Кроме того, некоторые из уволенных политиков перешли на работу непосредственно в администрацию президента, отмечается в статье.Райнхард Лаутербах
Райнхард Лаутербах (Reinhard Lauterbach)
Последние перестановки в кабинете министров Украины: цель, среди прочего, заключается в том, чтобы укрепить администрацию президента
В чем именно провинились уволенные на прошлой неделе министры в украинском правительстве, неясно даже спустя несколько дней. Кроме того, не представляется возможным, что назначенные преемники смогут решить какие-либо актуальные проблемы охваченной военными действиями страны лучше, чем их уволенные предшественники. Тем более что некоторые из политиков, уволенных с постов министров, впоследствии перешли на работу непосредственно в администрацию президента.
Причина увольнения Дмитрия Кулебы с поста министра иностранных дел оказалась самой загадочной. Владимир Зеленский заявил, что тот тратил больше времени на продвижение написанной им книги, чем на попытки добиться от западных спонсоров Украины более крупных поставок оружия и более свободных возможностей по нанесению ударов по территории России. Кулеба не проявил особого желания «замарать руки», цитирует британское издание Economist источники в администрации президента. Американский портал Politico, напротив, утверждает, что ему стало известно, что Кулеба поддерживает хорошие и, прежде всего, прямые контакты с западными правительствами. В администрации президента, как утверждается, с неприязнью заметили, что Кулеба все чаще посещает частные встречи с западными дипломатами после официальных приемов. По сути, обвинения сводятся не к тому, что Кулеба не справлялся со своей работой, а и наоборот: он делал ее слишком независимо и ускользал от контроля администрации президента.
Поразительно, что многие западные политики выразили явное недовольство отставкой Кулебы. Госсекретарь США Энтони Блинкен, как сообщается, прямо поблагодарил его в прощальном телефонном разговоре. Анналена Бербок расчувствовалась в соцсети Х и выразила надежду на скорую встречу, «как только мир и свобода вернутся на всю Украину». Почти как «бравый солдат Швейк», который назначил встречу «в шесть часов вечера после войны». Как и Кулеба, министр инфраструктуры Александр Кубраков, который не был замечен в коррупции, также был обвинен в слишком тесных связях с западными спонсорами. В итоге его заставили покинуть свой пост в мае этого года. Украинский портал strana.news сообщает, что Андрей Ермак, глава администрации президента и ближайший соратник Зеленского, уже тогда хотел избавиться от Кулебы.
Новый министр иностранных дел Украины Андрей Сибига, напротив, выходец из администрации президента и, кстати, сокурсник Ермака. Согласно его комментариям в украинском парламенте после назначения, он хочет вести дипломатию «громко, если потребуется». Это очень соответствует стилю Андрея Мельника, который в интервью Berliner Zeitung также похвастался своим знакомством с Сибигой еще со времен учебы в Киевском институте международных отношений в 1990-х годах. Складывается картина целой сети поклонников украинского нацистского коллаборациониста Степана Бандеры, которые на протяжении как минимум 30 лет активно работали на дипломатической службе Украины и передавали друг другу должности.
В этой кадровой карусели одной из главных задач Ермака и Зеленского является стремление усилить роль администрации президента в украинской конституционной системе за счет парламента и правительства. Это основа для ползучего перехода к авторитаризму, поскольку администрация президента лояльна только главе государства и фактически функционирует как дублирующее правительство. Ермак, например, недавно был в США вместе с пока еще не уволенным министром обороны Рустемом Умеровым, чтобы попросить у администрации Байдена разрешения на нанесение ракетных ударов по территории России — пока, вероятно, безуспешно.
Еще один фактор перестановок в кабинете министров, пожалуй, гораздо банальнее. Украинские партии, особенно если они не имеют солидного содержания, как партия Зеленского «Слуга народа», представляют собой плавильный котел для различных групп интересов, целью которых является обогащение их покровителей и, в конечном счете, их самих. Именно поэтому такие министерства, как инфраструктура или сельское хозяйство, считаются «жирными» ведомствами, поскольку западные дотации проходят через столы тех, кто принимает там решения, и часто передаются старым друзьям и людям, которым причитается какая-то услуга. Эти финансовые потери уже не первый год раздражают западных спонсоров Украины, однако их борьба с этими проявлениями коррупции до сих пор остается малоэффективной. Напротив. Как недавно написал английский инвестиционный бюллетень BNE Intellinews, у Политика, не склонного к коррупции, нет шансов на Украине. Потому что окружение сразу же воспринимает их как потенциальных осведомителей и доносчиков и старается избавиться от них при первой же возможности.