Сб. Дек 28th, 2024

Cтроительство бункера и выживание

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, поджидают близкие неприятности. /Конфуций/

Йенс Столтенберг: Украина может войти в НАТО без отошедших к России территорий«

Я настаивал на пересечении красных линий Путина», — заявил Столтенберг в интервью FT. Он, правда, тут же признался, что армия НАТО отстает от русских, и они об этом знают. Для Украины у него есть щекотливое предложение: вступить в альянс, но частями.Генри Фой

Мы с Йенсом Столтенбергом садимся на паром, вдали — окутанный туманом остров Утёйя.

С этим лесистым островком близ Осло у Столтенберга глубоко личные ассоциации: подростком он проводил здесь летние каникулы. Позже, уже премьер-министром Норвегии, он возглавил национальный траур после праворадикального теракта на Утёйя, потрясшего весь мир.

Нам предстоит совместный обед. На этой неделе 65-летний Столтенберг завершил десятилетнее пребывание на посту лидера самого могучего в мире военного альянса, зарекомендовав себя руководителем трезвым и точным, как метроном. НАТО под началом США вобрала в себя 32 страны, на которые приходится 55% мировых военных расходов. Уже на протяжении 75 лет альянс поддерживает европейскую безопасность.

С февраля 2022 года Столтенбергу приходилось решать три задачи одновременно: поддерживать оборону Украины, предупреждать западную общественность об угрозе, которую представляет президент Владимир Путин, и предотвращать ядерный Армагеддон с Москвой.

Упор на деэскалацию оказался палкой о двух концах. Когда Украина просила альянс о создании бесполетной зоны и поставках передовых возможностей противоракетной обороны, мнение Столтенберга поневоле принесло Киеву разочарование.

“Если есть что-то, о чем я в некоторой степени сожалею и что я сейчас понимаю гораздо яснее, так это что мы должны были оказать Украине гораздо бóльшую военную поддержку и сделать это гораздо раньше, — медленно говорит Йенс Столтенберг, тщательно подбирая слова. — Думаю, мы все должны признать, что мы должны были предоставить им больше оружия, не дожидаясь ввода российских войск. Союзники Украины должны были предоставить ей более совершенное оружие быстрее, сразу после начала спецоперации. И часть ответственности я готов взять на себя”.

Столтенберг, одетый в рубашку-поло и простые кроссовки, большими шагами меряет извилистую тропу от галечного пляжа. “Вокруг отправки смертоносного оружия развернулись большие дискуссии. До ввода российских войск большинство союзников были против этого... они очень боялись последствий, — добавляет он. — Я горжусь тем, что мы сделали, но было бы большим преимуществом, если бы всё это началось раньше. Может быть, это даже смогло бы предотвратить спецоперацию или, по крайней мере, значительно усложнить России то, чего она уже добилась”.

Мы усаживаемся есть в небольшом отдельном зале над кафетерием. Это деревянное здание в центре острова принимает сотни детей, которые съезжаются сюда каждый год в летний лагерь и на образовательные семинары по борьбе с экстремизмом.

Семья Столтенберга принадлежит к политической элите Норвегии. Его отец Турвальд был одним из столпов господствующей в стране Рабочей партии и занимал пост министра обороны, когда Столтенберг проходил обязательную военную службу. Он буквально вырос среди политики и власти: однажды к ним домой на завтрак пришел Нельсон Мандела.

В подростковом возрасте он был пламенным левым активистом, однако к 26 годам, когда он возглавил молодежное крыло Рабочей партии, его антиамериканизм смягчился. Восемь лет спустя, в 1993 году, он стал министром, а в 2000 году — премьером. Его первое правительство, отмеченное либеральными реформами, включая приватизацию крупных государственных предприятий, продержалось всего 19 месяцев.

“По привычным политическим стандартам это был полный провал, — вспоминает он. — Но с точки зрения всего того, что мы сделали, это был большой успех”.

Наша еда заказана заранее: полная тарелка копченого лосося, ветчины, вяленой трюфельной колбасы, картофельного салата и сыров. Я начинаю с вопроса о теракте, который, по словам его ближайших друзей, задал дальнейший ход его политической карьере.

Столтенберг знает назубок каждый сантиметр этого острова, который принадлежит молодежному крылу возглавляемой им партии. Он вернулся сюда при самых трагических обстоятельствах в 2011 году, на втором сроке на посту премьер-министра. 22 июля ультраправый террорист Андерс Брейвик подорвал восьмерых человек бомбой, заложенной в автомобиле под окнами кабинета Столтенберга в Осло, после чего, переодевшись в полицейского, приехал сюда и застрелил еще 69, большинство из которых подростки.

“С 14 до 30 лет я проводил здесь свободное время, — говорит Столтенберг. — Это был рай моей юности, который превратился в ад”.

Он увязывает террор Брейвика с российской спецоперацией на Украине и угрозой, которую для Европы представляет Москва как таковая. “Мы видим широкий спектр враждебных действий, — говорит он, отправляя очередной кусок в рот. — Обстановка сейчас непредсказуемая и опасная”.

Путин выступил с новыми предупреждениями о том, что поддержка Украины делает НАТО прямой стороной конфликта и что альянс рискует подвергнуться удару, может быть и ядерному.

“Были дни и недели, особенно в начале полномасштабного конфликта, когда нам приходилось обсуждать и решать вопрос насчет российских красных линий, — говорит Столтенберг. — Разумеется, нужно остановиться и подумать: что, если угроза чересчур велика? Но ведь альтернатива — прекратить поддерживать Украину из-за какой-то риторики — на самом деле не вариант”.

от bunker

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*