Чт. Янв 2nd, 2025

Cтроительство бункера и выживание

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, поджидают близкие неприятности. /Конфуций/

Израиль: верен ли путь возмездия?

Спонтанное и понятное желание отомстить ХАМАС опасно для Израиля, пишет EUobserver. войны в Афганистане и Ираке ни к чему хорошему для США не привели. Подобное грозит и Израилю, ведь ни для кого не секрет, что в регионе у него мало друзей.

Курт Дебёф (Koert Debeuf)

Израиль жаждет мести. Это и понятно. Ужасающие кадры субботнего нападения ХАМАС (7 октября) потрясают до глубины души.

Число жертв среди израильтян исчисляется многими сотнями, но глубокие раны оставили и сами обстоятельства нападения. Одно то, что боевики ХАМАС безнаказанно проникли в израильские поселения, расстреливали людей и похищали их прямо из домов, поистине беспрецедентно. Более того, удар оказался полнейшей неожиданностью.

Реакция Израиля оказалось именно такой, какую мы привыкли видеть после жестокого нападения: всеобщее единение, солидарность и воззвания к мести. Такой же в точности отклик мы наблюдали в США после терактов 11 сентября 2001 года. Все разногласия тоже были отброшены в сторону, и тогдашний президент Джордж Буш заручился обширной поддержкой своей войны в Афганистане, а два года спустя — еще и в Ираке.

Однако данный спонтанный и вполне понятный призыв к войне не только опасен, но и зачастую попросту вреден.

войны в Афганистане и Ираке закончились катастрофой, полностью разрушили Ближний Восток, а также ослабили позиции США в регионе и других частях мира. Сегодня, по прошествии времени, мало кто из американцев сочтет эти войны хорошей затеей.

Сегодня тот же вопрос можно задать и Израилю. Не окажется ли объявление войны опасным и пагубным в долгосрочной перспективе?

Я считаю, что да — причем, по нескольким причинам.

Пять причин проявить сдержанность

Первая причина заключается в том, что достичь цели этой войны — ликвидации или, как минимум, значительного ослабления ХАМАС — может, и не удастся. Это далеко не первый раз, когда Израиль бомбит сектор Газа и вводит туда войска. Всякий раз масса боевиков ХАМАС гибнет или попадает в плен. Хотя за бомбардировками всякий раз следовал период затишья, сломить сопротивление окончательно так и не удалось. Одно то, что ХАМАС смог провести прекрасно подготовленную и умело скоординированную операцию, доказывает, что прошлые военные действия Израиля не только не ослабили группировку, а, и наоборот, усилили.

Вторая причина, почему тотальная война в Газе опасна, — это большое количество заложников, которых туда свез ХАМАС.

Общие цифры неизвестны: израильская армия сообщает о 100 заложниках, тогда как ХАМАС утверждает, что их значительно больше. Газета The Jerusalem Post сообщила в воскресенье о 750 заложниках, но позже это сообщение удалила. Какими бы ни были точные цифры, ясно, что среди них много гражданских лиц неизраильского происхождения. Музыкальный фестиваль, проходивший близ границы с сектором Газа в день нападения, собрал толпы иностранных гостей. Боевики хладнокровно расстреляли почти 250 молодых людей, а еще неизвестное количество доставили в Газу и содержат под стражей в разных местах. Может ли Израиль рисковать в этой войне гибелью иностранных заложников? Ведь в таком случае он может лишиться поддержки стран, откуда они родом.

Третью причину следует искать в самом регионе. Ни для кого не секрет, что на Ближнем Востоке у Израиля мало друзей. Палестинский вопрос в принципе очень болезненный для арабского населения. Израильско-египетский мир 1978 года едва ли поддерживают сами египтяне. То же самое касается и Иордании.

Однако за последние годы ситуация, похоже, начала меняться. С Объединенными Арабскими Эмиратами, Бахрейном, Суданом и Марокко были заключены так называемые Авраамские соглашения, которые обеспечивают экономическое сотрудничество этих стран с Израилем — и теперь израильские товары можно найти в магазинах Дубая.

Более того, Израиль пытается заключить сделку еще и с Саудовской Аравией, и, как сообщается, эти переговоры уже далеко продвинулись. Однако некоторые из этих стран уже усомнились в целесообразности таких договоренностей, поскольку отдельные пункты Израилем не соблюдаются.

Если израильская армия развернет в Газе настоящую войну, которая неизбежно приведет к многочисленным жертвам, арабское население, несомненно, решительно ее осудит. Тогда напрашивается вопрос: сохранят ли эти соглашения силу? Нажим на правительства наверняка усугубится настолько, что региональная поддержка, которую Израиль тщательно и кропотливо выстраивал, вскоре рухнет.

В-четвертых, масштабная война чревата угрозами безопасности для самого Израиля.

С тех пор, как новое крайне правое правительство премьер-министра Биньямина Нетаньяху оказывает всю возможную поддержку поселенцам на Западном Берегу, они ведут себя все напористее и агрессивнее. Разумеется, местные палестинцы этим недовольны: они видят, как захватывают их землю, оливковые рощи, а порой и дома.

Именно эта усугубившаяся напряженность привела к тому, что за последние месяцы 70% солдат, в обычное время расквартированных близ сектора Газа, были переброшены на Западный берег. Для войны в Газе и вокруг нее понадобится как можно больше войск. А укрепление позиций там неизбежно приведет к ослаблению в других местах. Не исключены ни новая интифада, ни восстания на Западном Берегу или в Иерусалиме. А это для Израиля и есть самый кошмарный сценарий.

Пятая и, пожалуй, важнейшая причина, почему Израилю следует хорошенько подумать перед тем, как браться за возмездие, носит гуманитарный характер.

В результате израильских бомбардировок уже пострадали сотни мирных жителей. Неужели их семьи повинны в варварском нападении ХАМАС? Израиль, как и многие его союзники, считает ХАМАС террористической организацией, которая не делает никакой разницы между военными и гражданскими жертвами. Может ли страна, гордо именующая себя единственной демократией в регионе, поступать аналогичным образом? Это как если бы бельгийская армия в отместку за теракты 2015 года в Брюсселе и Париже бомбила Моленбек (один из районов Брюсселя с высокой долей выходцев из исламских стран, место жительства одного из организаторов парижских терактов. – Прим. ИноСМИ).

Уместно и сравнение с войной Судного дня 1973 года. ХАМАС осуществил свою атаку почти день в день полвека спустя.

И тогда, и сейчас израильские спецслужбы оказались застигнуты врасплох. В 1973 году внезапное нападение Египта и Сирии нанесло стране глубокую психологическую травму. Израилю пришлось осознать, что ради собственной безопасности у него нет иного выбора, кроме как заключить с Египтом мир.

Сейчас страна снова потрясена. И это более чем понятно. Ее безопасности теперь угрожают уже даже не из-за рубежа, а изнутри.

Пожалуй, есть лишь один способ обеспечить безопасность как израильтян, так и палестинцев: это новые мирные переговоры, которые положат конец нынешней безвыходной ситуации. Это будет сложно и потребует уступок с обеих сторон, но это все равно лучше, чем медленное сползание во всеобщую гражданскую войну.

Курт Дебеф — профессор изучения Ближнего Востока Брюссельского свободного университета и председатель правления онлайн-издания EUobserver.

от bunker

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*