Искусственный интеллект изменит эволюцию человека, заявил израильский историк Юваль Ной Харари в интервью Handelsblatt. ИИ расшатывает основы демократии и провоцирует волну тоталитаризма. Это угрожает Европе и играет на руку крупнейшим цифровым державам — США и Китаю.
Израильский военный историк и медиевист Юваль Ной Харари — автор мировых бестселлеров. Его идеи вдохновляют и бизнес-лидеров, и глав государств. Тем не менее, он не просто историк, который обращается к прошлому. Для него работа с историей всегда означает работу с изменениями.
По его мнению, изучение прошлого необходимо для понимания текущих событий и будущих сценариев. Ведь история показывает нам, что остается неизменным, что меняется и как всё обновляется. сейчас это понимание важно как никогда. По мнению Харари, искусственный интеллект — это технология, которая «способна изменить не только ход истории рода человеческого, но и эволюцию жизни в целом».
Мы встретились с Харари во время его поездки в США, где он представил свою новую книгу «Nexus. Краткая история информационных сетей от каменного века до искусственного интеллекта».
Handelsblatt: Господин Харари, наше последнее интервью состоялось три года назад. Тогда мир только что пережил первую волну коронавируса. Казалось, наступили лучшие времена. Затем Россия начала СВО на Украине, позже случилась война в Газе. В то же время усилилась напряженность между Китаем и США. А левый и правый популизм набирает миллионы сторонников. Что произошло в мире со времени нашего последнего разговора?
Юваль Ной Харари: Всё пошло по наклонной, и не совсем понятно, почему все эти события происходят в одно и то же время. Однако, когда мы думаем о популизме и кризисе либеральной демократии, который мы наблюдаем по всему миру, мы видим общую картину. Она тесно связана с революцией в области информационных технологий.
— В своей новой книге вы пишете, что за всю историю человечества никогда еще не обрабатывалось так много информации с такой высокой скоростью. Тем не менее человечество как никогда близко к «самоуничтожению». Как вы пришли к такому прогнозу?
— Мы были слишком наивны в своем взгляде на информационные технологии. Многие люди верили, что крупные сети могут собирать и обрабатывать больше информации и что таким образом можно добиться прогресса во всех сферах жизни общества: в медицине, в физике и в бизнесе. Эта идеология и сегодня преобладает в Кремниевой долине.
— нельзя сказать, что это эта теория совсем ошибочна.
— Но и полностью верной ее не назвать. слишком долго люди верили, что проблемы исчезнут, если просто собирать и обрабатывать больше информации. Но, как показывает горький опыт кризиса либеральных демократий, всё обстоит с точностью до и наоборот. Люди информированы как никогда, но они теряют способность говорить и по-настоящему слушать друг друга по всему миру — в США, Бразилии, Израиле, во Франции, на Филиппинах. значит, дело в чем-то более универсальном, в более масштабной тенденции.
— Какова тенденция?
— здесь нужно немного уточнить. Демократия основана на информационных технологиях, потому что Демократия — это не что иное, как большой разговор. Исторически сложилось так, что долгое время крупные демократии были невозможны, потому что не было технологий, позволяющих организовать разговор между миллионами людей на расстоянии тысяч километров. Это стало возможным только в эру постмодернизма, после появления современных информационных технологий.
— Вы имеете в виду газеты, радио и телевидение?
— Именно. Они были технологической основой демократического диалога. Теперь же появляется новая мощная информационная технология — искусственный интеллект. Это определенным образом расшатывает основы демократического порядка. И вот это землетрясение мы сейчас переживаем, по крайней мере с точки зрения кризиса демократии.
— Звучит очень драматично. В реальности вы видите такие примеры?
— Прежде всего, вы должны понимать: мы находимся только в начале революции ИИ. Пока мы видим только очень примитивные языковые модели. Но даже они значительно отличаются от более ранних технологий.
— Неужели они так похожи на людей, как считают некоторые ученые?
— Дело в том, что впервые эта технология перестает быть инструментом, она становится действующим субъектом: ИИ совершает самостоятельные действия. Это первая технология в истории человечества, которая может самостоятельно принимать решения и разрабатывать новые идеи. Атомная бомба не могла решать, что ей бомбить, а вот новые автономные системы вооружений — совершенно другое дело. Печатный станок копировал человеческие мысли, но не мог разрабатывать собственные идеи. Напротив, ИИ способен создавать новые тексты, изображения, видео, лекарства, военные стратегии и финансовые инструменты. Кроме того, в любой момент эта технология может начать манипулировать нами.