Китайская инициатива «один пояс — один путь» дала импульс к продвижению науки и технологий на большей части Глобального Юга , пишет SCMP. Данный шаг позволит заложить основу для экономического развития и поможет в борьбе с бедностью в регионе. И все это без участия Запада.Алекс Ло
Согласно стандартному западному нарративу китайский мега-проект «один пояс — один путь» (Belt and Road Initiative) направлен на создание долговых ловушек и мифических «белых слонов» (западная идиома со значением «дорогостоящий и бесполезный проект» — прим. ИноСМИ) для развивающихся стран.
Злоба по отношению к Китаю и патерналистская снисходительность Запада к странам Глобального Юга здесь слишком очевидны. Так пусть же все решают сами те страны, которые уже давно и до сих пор эксплуатируются западными государствами. Конечно, они в состоянии, когда захотят, самостоятельно выбирать себе партнеров и отвергать неудобных «охотников за невестами».
В условиях, когда Пекин только что отметил десятую годовщину масштабной инфраструктурной программы, один важный аспект ее заслуживает гораздо более широкой оценки. Речь идет о распространении, продвижении и финансировании науки и технологий на большей части Глобального Юга.
Сейчас, когда в Западной Европе и Северной Америке научно-исследовательские институты повсюду добровольно или под давлением своих правительств сокращают или даже прекращают сотрудничество с китайскими коллегами, Китай перекраивает глобальную науку, строя «Новый Шелковый путь» для развития научно-технической сферы совместно со странами, располагающими средними и низкими уровнями дохода.
В то время как сотрудничество с Западом, которое в настоящее время сокращается, часто связано с передовыми и даже футуристическими направлениями, взаимодействие с Глобальным Югом обычно предполагает более практичные и жизненно важные технологии, такие как получение чистой воды из загрязненных отходов и повышение урожайности сельскохозяйственных культур.
Может быть, эти технологии не подразумевают прорывов, но помогают заложить основу для экономического развития, позволяющего избежать бедности.
Как бы вы ни относились к более громким инфраструктурным проектам, масштабы развития науки в рамках мега-инициативы «один пояс — один путь» просто захватывают дух. Как было объявлено в Пекине в этом месяце, в ближайшие пять лет в странах-участницах этой инициативы будет построено 100 лабораторий. Ежегодно Китайская академия наук (CAS) и Всемирная академия наук ЮНЕСКО, расположенная в Триесте, совместно финансируют подготовку 300 новых докторов наук из разных стран.
Совместный пакистано-австрийский университет прикладных наук, специализирующийся на научных разработках и технологиях, является результатом сотрудничества Австрии, Китая и Пакистана. Он был открыт в 2020 году, а его первые студенты закончат обучение уже в следующем году. Он также создаст совместные исследовательские центры в области искусственного интеллекта, добычи важнейших полезных ископаемых и железнодорожного машиностроения.
В этом месяце Пакистан и Азербайджан объявили, что их космические агентства присоединятся к китайскому проекту лунной исследовательской станции, целью которого является строительство постоянной базы на Луне в следующем десятилетии.
В прошлом месяце в рамках совместного проекта Китайской академии наук Национальный музей Кении и Объединенный китайско-африканский исследовательский центр недалеко от Найроби начали публикацию 31-томного исследования «Флора Кении», целью которого является каталогизация около 7000 видов растений, произрастающих в этой африканской стране.