- Свободные ниши в России
- Ориентир на Россию
- Преимущества и проблемы экспансии в Азии
Москва и Пекин активно развивают двустороннюю торговлю, пишет infoBRICS. Китайские бренды заменили ушедшие западные компании. Российские предприниматели, в свою очередь, устремились на Восток. Без трудностей не обошлось, однако результат налицо – бизнес процветает.
Двусторонняя торговля Пекина с Москвы достигла рекордной отметки в 240 миллиардов долларов. Объем российского экспорта в Азию, в свою очередь, значительно вырос в 2023 году.
«
На самом деле мы наблюдаем такую тенденцию: российские бренды активно выходят на азиатский Рынок с 2014 года, – отметил Вадим Тылик, генеральный директор RMAA, агентства экспортного маркетинга. – Было много конференций, на которых мы [Россия и страны АТР] были и гостями, и спикерами. Мы узнали о различных платформах электронной коммерции и увидели высокий Спрос [на российские товары] на азиатском рынке».
Так, с 2014 года Тылик и его команда в RMAA продвигали российскую торфяную компанию на китайском рынке, чтобы повысить ее узнаваемость и получить новые заказы. Кроме того, они активно рекламировали предприятия малого и среднего бизнеса, такие как такси и магазины, которые были заинтересованы в китайских туристах. RMAA также способствовала проведению ряда форумов, направленных на привлечение инвесторов из Поднебесной в страны СНГ.
В 2022 году, примерно во время начала специальной военной операции на Украине, ситуация сильно изменилась, и российский бизнес занял выжидательную позицию.
Однако в 2023 году Спрос снова вырос, поскольку экономическое положение России стало более стабильным, и в настоящее время наблюдается значительная тенденция к сближению Москвы и Пекина. Хотя российские производители все еще стремятся в Азию, часто возникает проблема с категорией их брендов.
«
В России не так много потребительских брендов, как, например, сеть „Додо пицца“, которая сейчас осуществляет международную экспансию. Есть производители продуктов питания, которые выходят на Рынок через электронную коммерцию. Однако есть и большое количество сырьевых предприятий, которые не всегда мыслят стратегически, чтобы создавать бренды, – сказал он. – Некоторые предприятия понимают, что для того, чтобы работать более рентабельно, им нужно создавать больше торговых марок и выходить на международный Рынок. У других пока этого понимания нет или они еще не пришли к этому».
Свободные ниши в России
Несмотря на то, что список мировых брендов, прекративших или приостановивших свою деятельность в России, исчерпывающий – среди них McDonald's, Apple, Nike и Google, – те, кто работает на местах, говорят, что из-за ухода иностранных игроков в России освободился огромный Рынок.
"
Стоит также учитывать, что, помимо выхода на азиатский Рынок, российские компании думают и о развитии бизнеса внутри страны в связи с уходом иностранных игроков, – подчеркнул Тылик. – Зачем заниматься международной экспансией, если внутри России освободилось много бизнес-ниш?
"
Представитель одного из трех крупнейших маркетинговых агентств России, пожелавший остаться анонимным, сказал, что ситуация обстоит иначе. При этом он отметил, что его компания никогда не работала ни с какими российскими брендами в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
«
После того, как многие западные бренды ушли из России, азиатские компании заняли их место, – сказал представитель агентства. – Они сталкиваются с гораздо меньшей конкуренцией, поскольку прежние лидеры исчезли. Следовательно, требуется меньше инвестиций. один из ярких примеров – автомобильный сектор: китайцы буквально взяли российский Рынок штурмом».