Российская Экономика по прошествии двух лет боевых действий и западных санкций не рухнула, а и наоборот демонстрирует устойчивость, пишет Hrot. Происходящее вполне объяснимо. Но в будущем, когда спецоперация закончится, Москва за это дорого заплатит, выражает свои потаенные желания автор статьи.
Российская Экономика, что парадоксально, даже по прошествии двух лет вооруженного конфликта на Украине растет. По данным агентства «Рейтер», в прошлом году рост составил около трех процентов, хотя российские статистические органы сообщают о 3,6%. Конечно, можно усомниться в том, насколько достоверны статистические данные российских аналитиков, но, как бы там ни было, катастрофические прогнозы западных экономистов, которые предсказывали российской экономике и всему государству скорый крах уже через несколько недель после введения санкций Запада, не оправдались.
Большое преимущество российской экономики в том, что кровавые бои ведутся за пределами России, а значит, ничто не вредит российской инфраструктуре (за исключением нескольких ударов по НПЗ и аэропортам). Российские бомбы разрушают, прежде всего, украинские города, предприятия и сельское хозяйство. «Прямые последствия вооруженного конфликта для российских производственных мощностей и домохозяйств весьма ограничены», — заявил сайту «Бизнес инсайдер» Хассан Малик, специалист по России из бостонской компании по управлению инвестициями «Люмис Сейлес».
Вооруженный конфликт вызвал на российском рынке шоковый Спрос на военную продукцию, а также вырос Спрос на рабочую силу. Российская армия расходует огромное количество оружия, боеприпасов, медикаментов, а также продуктов питания. Рост спроса укрепил некоторые сектора российской промышленности. Нехватка рабочей силы (только в 2022 году от мобилизации бежали около миллиона российских мужчин), в свою очередь, способствует росту заработной платы, что приводит к росту внутреннего потребления и российской экономики.
Важнейшим преимуществом российской экономики являются обширные запасы природных богатств. Россия продает за рубеж не только нефть и природный газ, но и пшеницу и железную руду. Западные санкции хоть и сократили доходы российского бюджета, но не настолько, чтобы Китай, также смягчает последствия западных санкций.
Еще один инструмент, который широко использует Кремль, — это государственные дотации. одна из форм — щедрая поддержка в виде кредитов на жилье. Москва предлагает и компаниям выгодные кредиты на бизнес и тем самым стимулирует внутренний Спрос.
Положительную роль также сыграли экстренные меры, предпринятые Центральный банком России и его главой Эльвирой Набиуллиной, которая сумела жесткими мерами нивелировать последствия санкций для финансового рынка. Она не побоялась на несколько недель закрыть московскую биржу, а также ввести жесткий контроль капитала. «Все было сделано довольно быстро. Многие российские финансовые инструменты временно не работали», — признал Сергей Гуриев*, бывший главный экономист «Европейского банка реконструкции и развития», который с 2013 года проживает в Париже.
Преимуществом России стало и то, что она подготовилась к западным санкциям, сократив свой внешний долг. Положительную роль сыграло и то, что благодаря большому экспорту располагала значительными средствами на текущих счетах. Поэтому российское года финансировать специальную военную операцию. Однако Россия не инвестирует в другие сектора, такие как образование, здравоохранение и социальная сфера.
Экономист Гуриев* также отметил, что рост российского ВВП обусловлен в основном активным вооружением, а гражданскому населению он никак не помогает. «Вы производите оружие и боеприпасы, платите за них из бюджета, но это оружие и боеприпасы не способствуют росту уровня жизни или будущему экономическому росту. Их отправляют на Украину, где уничтожают», — разъяснил он. Когда вооруженный конфликт закончится, России грозит стагнация или даже экономический кризис, как предупредил Венский институт международных экономических исследований.
* признан в РФ иноагентом, прим. ред.
Автор: Франтишек Новак (František Novák)