Дмитрий Добров
Экономика Европы находится в тяжелейшем положении, констатируют The Wall Street Journal, немецкая Handelsblatt и австрийская Exxpress. Как показывают последние экономические данные, начиная с 2008 года континент все больше отстает от США по ВВП и уровню жизни. Эпоха европейского благоденствия завершается, данный процесс ускорили эпидемия COVID-19, конфликт на Украине, антироссийские санкции и энергетический кризис. В результате Европе грозят деиндустриализация и утрата экономического лидерства. Как отметил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, к 2030 году из десятки ведущих экономик мира «вылетят» Великобритания, Франция и Италия, а Германия опустится на десятую позицию.
Кризис Европы начался не сегодня, но в последнее время этот процесс значительно ускорился, отставание от США делается все более заметным, – пишет The Wall Street Journal. – В то время как американская экономика набирает обороты, Европа беднеет, потребительские расходы сокращаются. Французы пьют меньше вина, испанцы экономят оливковое масло, финны реже ходят в сауну, а в Италии нарастают протесты из-за роста цен на макаронные изделия. Что касается Германии, то здесь покупают все меньше дорогих биопродуктов.
Наблюдатели отмечают, что отставание Европы наметилось в начале нулевых годов, но данный процесс резко ускорился ввиду уже упомянутых факторов – эпидемии COVID-19, конфликта на Украине и энергетического кризиса. Важным фактором стало старение европейского населения. Уходит на пенсию поколение бэби-бумеров, родившихся после Второй мировой войны, а им на смену приходят малочисленные поколения X, Y (миллениалы) и Z. В результате, только в Австрии в ближайшие десять лет будет потеряно 540 тысяч рабочих мест. Среди новых поколений усиливается гедонизм, нежелание работать, все больше сотрудников уходит на неполную рабочую неделю или «удаленку». Как отмечает венское аналитическое бюро Agenda Austria, людей подталкивают к безделью чрезмерные Налоги, социальная нагрузка и пропаганда «свободного» образа жизни.
В странах Европы утрачиваются стимулы к труду, а работа практически не дает материальной отдачи. Так, в Австрии профсоюзы и руководство социал-демократической партии требуют введения четырехдневной рабочей недели, что негативно отразится на производительности труда. Замедление экономического роста в Китае также стало серьезной проблемой для стран Европы, поскольку 50% их ВВП обеспечивается экспортом. Евросоюз и прежде всего Германия долго пользовались возможностями китайского рынка, а теперь этому экспортному «эльдорадо» приходит конец. Положение США намного лучше, чем у Европы, поскольку лишь 10% американской экономики приходится на экспорт.
В результате эпидемии COVID-19 были нарушены мировые цепочки поставок, что сильно ударило по европейскому экспорту. Однако еще сильнее был негативный эффект от конфликта на Украине и антироссийских санкций. Пострадала энергоемкая промышленность Германии, прежде всего металлургия и нефтехимия, резко выросли цены на продукты питания.
Статистические данные Всемирного банка указывают на растущее отставание Европы от США. Если в 2008 году ВВП Европы был сопоставим с американским и составлял 12,6 триллиона евро (в США – 13,1), то сегодня ВВП Европы практически остается на прежнем уровне, в то время как американский ВВП перевалил отметку в 23,1 триллиона евро.
Европейские экономисты бьют тревогу в связи с начавшейся деиндустриализацией континента. Австрийский предприниматель Штефан Цёхлинг заявил на страницах немецкой газеты Bild: «Правительства Германии и Франции совместно с Еврокомиссией превращают Европу в музей бывших технических достижений, в то время как промышленность уходит в Северную Америку, Китай, Азию и Индию. Европейские политики заняты второстепенными темами, а не жизненно важными проблемами».
Бывший генеральный директор концерна Siemens Генрих фон Пирер предупреждает: «Германия движется в неправильном направлении, ей грозит потеря благосостояния. Чтобы исправить ситуацию, потребуются непопулярные меры, однако очередные вливания денег не помогут, нужны радикальные реформы».
лидер оппозиционного Христианско-демократического союза Германии Фридрих Мерц признал, что стране грозит экономическая деградация. Выступая в Бундестаге, он потребовал от коалиционного правительства ФРГ принятия срочных мер по восстановлению промышленного потенциала. По словам Мерца, необходимо восстанавливать конкурентоспособность Германии и делать все для сохранения ее индустриальной мощи. Мерц отметил, что в первом полугодии 2023 года число банкротств выросло на 16% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Особо резкой критике экономисты подвергают действия министра экономики от партии «Зеленых» Роберта Хабека. Ведущий экономический обозреватель журнала Cicero Даниэль Гребер называет его «самозванцем», который ничего не понимает в экономике. В начале этого года у Хабека не хватило смелости спасти остающиеся три АЭС, которые были критически необходимы в условиях острого энергетического кризиса.
В европейской прессе также бьют тревогу: Евросоюз все сильнее отстает от США в мировой технологической гонке. Это отставание невозможно списать на одни только внешние факторы, такие как конфликт на Украине или эпидемия COVID-19.
Экономическое развитие «старого континента» тормозят чрезмерная прошлом году 189 млрд евро в инновационные разработки, что в три раза превышает аналогичные расходы 29 ведущих концернов ФРГ. Немецкие топ-менеджеры предупреждают: Экономика Германии сталкивается с самыми большими вызовами за всю свою историю. Высокие цены на энергию, чрезмерная стоимость производства, дефицит сырья в условиях нарушенных логистических цепочек, а также значительная геополитическая напряженность – все это представляет серьезную угрозу для экспортоориентированной экономики Германии. Американское издание Politico констатирует: экономический мотор Европы буксует, Германии грозит деиндустриализация. Крах крупнейшей экономики Евросоюза станет потрясением для уже внутренне расколотого континента.
Еще одной причиной стагнации стал административно-бюрократический прессинг: европейская развития технологий искусственного интеллекта".
Немецкая деловая Handelsblatt пишет, что в некоторых отраслях Европа все же не отстает от США. Так, европейские фармацевтические компании инвестируют в новые разработки R&D 17,4% своего оборота, в то время как в США –аналогичный показатель составляет 14,9%.
______________________________________
* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская – Прим. ИноСМИ