Вводя санкции против России, Запад сотворил то, что не работает, заявил в интервью Rádio universum экономист Павел Шик. Политика взяла верх над экономическими законами. За данный пустой, высокомерный и самоутешающий жест дороже всех заплатила Европа.Мартина Коцианова
Недавно я натолкнулась на несколько экономических статей, написанных в марте 2022 года, то есть два года назад, и уже было пропустила их, как мое внимание привлекли заголовки и лиды под ними. Я коротко вам зачитаю, послушайте: «В беспрецедентном санкционном давлении на Россию объединились мировой частный и государственный вектор. Агентство „Блумберг“ прогнозирует, что российская Экономика упадет примерно на девять процентов, а некоторые эксперты добавляют, что можно ожидать и все 20%. Надвигающийся коллапс российской экономики, по мнению экспертов, может походить на полный экономический обвал всей страны после большевистской революции в 1918 году». Вот что писали в марте 2022 года. А теперь давайте перенесемся ближе, в ноябрь 2023 года, и я снова цитирую: «Российская Экономика в третьем квартале, согласно статистике, выросла на 5,5%. Подъем российской экономики подтверждает неэффективность западных санкций, введенных против Российской Федерации за ее спецоперацию на Украине. В следующем году российская Экономика покажет втрое больший темп роста, чем экономики еврозоны». Да, вы угадали правильно, сегодня речь пойдет о загадках экономики, ее отражении и преподнесении в СМИ. Мой гость — экономист Павел Шик. (…)
Rádio universum: Пожалуйста, объясните мне. Блестящие эксперты, как я цитировала их слова, сказанные в марте 2022 года, предсказывали России спад экономики на девять процентов и полное банкротство. А теперь она растет более чем на пять процентов и, более того, втрое обгоняет по росту экономики еврозоны. Что это за загадка? Почему все происходит с точностью до и наоборот, хотя эксперты были единодушны в своем мнении?
Павел Шик: Я не думаю, что тогда действительно царило единодушие. Лично я уверен, что нам преподнесли факты в правильном политическом свете, зачастую выдавая желаемое за действительное. Разумеется, эти прогнозы во многом основывались на том, что масса западных экономистов считает западную экономику эталонной, а все развивающиеся страны или страны третьего мира они считают, пусть и не признаются в этом, малозначительными. И то, что произошло, скорее вызвано тем, по крайней мере я так считаю, что те, кто, читая подобные статьи о том, как Россия рухнет и так далее, крутили пальцем у виска, но молчали. Тут, пожалуй, важнее вопрос, как так вышло, что в демократическом обществе эксперты и экономисты, которые хорошо знают, как и что будет, понимают политические прокламации и видят пропаганду, молчали и не подали голоса?
— Вы говорите, что единство не было таким уж единым, и тем не менее санкции ввели. Но многие эксперты утверждали, что все пойдет отлично, для еврозоны, для Запада все будет прекрасно, а для Российской Федерации плохо. По-вашему, действительно все знали, что в этих экономических теориях есть прорехи, дыры, но Политика взяла верх над экономическими законами?
— Разумеется, я не могут говорить за всю команду, за всех экономистов. Но, по-моему, каждый нормальный, разумный человек (и тут даже не нужно быть экономистом) не мог не задаться вопросом, является ли то, что пишут СМИ, правдой. Можно ли вообще такую страну, как Россия, у которой есть, если говорить о ресурсах, практически все, поставить на колени, запретив ей торговать с другими? Неужели мир так един? Достаточно ли будет санкций, которые тогда объявил только Запад, для того, чтобы подрезать России крылья и поставить на колени; чтобы произошло именно то, что некоторые так называемые эксперты в своих статьях предсказывали?
— А что вы думали тогда?
— Я каждый день читал и удивлялся, потому что в печати появлялись просто безумные материалы одного Йельского профессора, который писал о том, как ВВП России рухнет на 40%, потому что ее покинули несколько иностранных компаний. Составлялись списки компаний, которые покинули Россию, и позорные списки тех, кто оттуда не ушел, и как широко это все обсуждалось. Я, с одной стороны, конечно, понимаю это, так как эмоциидумаю, что те, кто придумывал санкции (а это было заметно по нескольким пакетам санкций, следующим один за другим), точно понимали, что нельзя навредить России настолько, чтобы российская Экономика действительно рухнула. Я до сих пор задаюсь вопросом, да и остальных спрашиваю, что на самом деле тогда говорили в кулуарах экономисты, которые готовили эти санкции?
— Мне интересно, что они говорят друг другу сейчас? Потому что в СМИ уже не восхваляют санкции так же активно и убедительно, как раньше. Я нашла и другую свою цитату, в которой вы цитировали упомянутое агентство «Блумберг». Речь шла о том, что попытка уничтожить российскую экономику обошлась Европе в один триллион долларов. И это только данные на конец 2022 года. Известно ли, какой цифры ущерб достиг сегодня?
— Я должен сказать, что, когда я пишу собственные материалы, я только ссылаюсь на другие источники, не имея возможности проверить их информацию. Поскольку все оказалось химерой, никто из пропагандистов этим больше не интересуется, ведь оказалось, что России навредить не удалось, а значит, мы сотворили то, что не работает. О вещах, которые не действуют, автоматически перестают говорить и перестают интересоваться. Но, конечно, в будущем, как я думаю, кто-нибудь возьмется вместе с учеными подсчитать, во сколько Европе в конечном счете обошлось это самоутешение в виде санкций.
— Вы хорошо сказали: когда выясняется напрасность чего-то, к этому теряют Интерес, не вникая в подробности и не желая учиться на ошибках. Давайте поговорим о том, кому в итоге санкции против Российской Федерации навредили больше всего. К какому выводу вы пришли? Я знаю, что вы переводите зарубежные статьи, читаете, анализируете, желая найти примеры для своих материалов в самых разных источниках. Так каков ваш вывод? Кто больше всего сейчас пострадал от санкций против Российской Федерации?
— Кто пострадал больше всего, в общем-то очевидно. Это те, кто торговал с Россией, покупал сырье, предлагаемое Россией. Поэтому, например, как оказалось, южные государства Европы, такие как Испания и так далее, несильно пострадали от этого кризиса, ведь туда сырье напрямую всегда доставляли преимущественно из Северной Африки. А вот Восточная Европа, разумеется, пострадала максимально, потому что нам обрезали давние поставки. Я бы еще добавил, что каждому экономисту известно правило: принимая решение, в том числе в бизнесе, ты должен знать все обстоятельства, окружающие ту или иную проблему. То есть я не стану искать только благоприятные данные о том, насколько удачной будет моя инвестиция. Нет, я должен знать все риски, связанные с данной инвестицией. Таким образом, каждый добросовестный экономист должен оценивать все возможные варианты. Поэтому я, например, резко критиковал огромное количество санкций еще и потому, что в истории нет никаких подтверждений эффективности санкций вообще.