Новые железнодорожные и морские пути, создаваемые Россией, превратят ее в центр международной торговли, несмотря на все попытки Запада изолировать ее, сообщает Bloomberg. Эти маршруты лишь подчеркнут разворот Москвы в сторону азиатских держав.
Генри Мейер (Henry Meyer)
Россия продолжает строительство двух новых транспортных коридоров между Азией и Европой в попытке ослабить санкции, введенные из-за спецоперации на Украине. Это совпало с беспорядками на Ближнем Востоке, которые подрывают глобальную торговлю.
Судоходные пути и железные дороги через Иран вкупе с заполярным Северным морским путем усилят разворот Москвы прочь от Европы в сторону азиатских держав Китая и Индии. У них есть потенциал превратить Россию в центр международной торговли вопреки попыткам США и их союзников изолироватьпрезидента Владимира Путина из-за конфликта на Украине.
Эти маршруты смогут сократить время в путипо сравнению с Суэцким каналом на 30–50%, избегая при этом рисков безопасности, с которыми сопряжены перевозки по Красному морю, где повстанцы-хуситы нападают на международные торговые суда из-за войны Израиля против ХАМАС в секторе Газа. Ракетные удары Ирана и налеты беспилотников на Израиль усилили региональную нестабильность.
Инвестиции в железнодорожное сообщение и морское судоходство ускорят время в пути
Несмотря на потенциальную экономию средств, США и их западные союзники маршрутов с участием России избегают, однако крупнейшие экономики Азии и Персидского залива, и наоборот, проявили интерес.
При этом остаются значительные препоны.
Развитие Международного транспортного коридора Север – Юг, который соединит Индию с европейской частью России сдерживает устаревшая инфраструктура в Иране. И даже при том, что из-за перемены климата арктические льды тают ускоренными темпами, постепенно открывая Северный морской путь (СМП) для судоходства, вдоль безлюдной береговой линии России остаются огромные проблемы с логистикой.
Россия готовится вложить свыше 25 миллиардов долларов в модернизацию маршрута через Иран и развитие инфраструктуры вдоль береговой линии в Заполярье, включая ледокольный флот отечественного производства. Она также планирует патрулировать трассу Севморпути беспилотниками с целой сети баз, сообщила “Известия” со ссылкой на неназванного представителя Минобороны.
В мае прошлого года Россия выдала Ирану в размере 1,3 миллиарда евро (1,4 миллиарда долларов) на строительство ключевого недостающего железнодорожного звена — ветки длиной 162 километра между Рештом на побережье Каспийского моря с Астарой на границе с Азербайджаном. По завершении строительства грузы из Санкт-Петербурга в Бандар-Аббас, главный экспортный порт Ирана в Персидском заливе, пойдут по железной дороге.
“Ее ввод в строй позволит наладить прямое и беспрерывное, или, по-другому еще специалисты говорят, бесшовное железнодорожное сообщение по всей протяжённости маршрута “Север – Юг”, — сказал Путин в ходе видеоконференции с иранским коллегой Эбрахимом Раиси. — Это поможет существенно диверсифицировать глобальные транспортные потоки”.
По данным Евразийского банка развития, пропускная способность коридора “Север – Юг”, куда также входят более дальние пути через Среднюю Азию и сеть маршрутов по обеим берегам Каспийского моря, может увеличиться к 2030 году на 85% до 35 миллионов тонн в год. Он свяжет Россию с Ираном и Индией, а в перспективе и с остальной частью Южной Азии, Персидским заливом и Африкой. В августе прошлого года Россия отправила свой первый прямой грузовой состав в Саудовскую Аравию.
“Даже если другие маршруты нарушатся, данный продолжит работать, потому что он защищен от санкций, — сказал аналитик основанного Кремлем Российского совета по международным делам Никита Смагин. — В этом и есть его замысел”.
Благодаря продажам российской нефти и закупкам электроники, промышленного оборудования и автомобилей товарооборот с Китаем достиг в 2023 году рекордных 240 миллиардов долларов — это более чем вдвое больше 108 миллиардов долларов в 2020 году. Торговля с Индией выросла в прошлом году почти до 64 миллиардов долларов с отметки примерно в 10 миллиардов три года назад — с начала конфликта на Украине Нью-Дели резко взвинтил закупки российской нефти.
Ширящаяся торговля с Китаем уже убедила Кремль потратить миллиарды на модернизацию обширной железнодорожной сети на Дальнем Востоке, чтобы расширить пропускную способность Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей к 2030 году.
При этом торговый бум соседней Турции с Россией провисает из-за решительных мер США и ЕС в отношении так называемых товаров двойного назначения, которые могут стать “дорогой жизни” для Кремля и его кампании на Украине. Судя по предварительным данным, опубликованным ранее в этом месяце Министерством торговли Турции, экспорт в Россию упал в первом квартале на треть по сравнению с прошлым годом.
Развитие Северного морского пути также замедлилось из-за карательных мер Запада в связи с российской спецоперацией на Украине. Так, российский план по экспорту сжиженного природного газа с завода “Арктик СПГ-2” в Азию забуксовал, поскольку ключевые иностранные инвесторы заморозили свое участие. Санкции также отменили контракты на поставку специализированных ледоколов для северных широт.
Китайская судоходная компания Cosco перестала пользоваться маршрутом с 2022 года, хотя плавание из Даляня в нидерландский Роттердам по Севморпути занимает лишь 33 дня по сравнению с 48 днями через Суэцкий канал. Заполярный транзит между Азией, Северной Америкой и Европой, на который в 2021 году приходилось 40% объемов перевозок, в принципе остановился из страха нарушить санкции.
И это при том, что с конца прошлого года в Красном море и соседних акваториях не прекращаются нападения йеменских повстанцев-хуситов на суда при поддержке Ирана, из-за чего западные судоходные компании держатся подальше от Суэцкого канала и выбирают кружной маршрут вокруг южной оконечности Африки.
“Международные транзитные перевозки по Севморпути считались рискованными из-за геополитических перемен”, — сказал эксперт по Арктике, совладелец и директор консультационной компании Gecon Михаил Григорьев.
Однако портовый оператор DP World из Объединенных Арабских Эмиратов в октябре подписал соглашение с “Росатомом” о развитии контейнерных перевозок по маршруту Владивосток — Мурманск.
В январе Путин присутствовал на церемонии закладки пятого из серии семи атомных ледоколов для эксплуатации на Северном морском пути, назвав ледокольный флот “огромным конкурентным преимуществом” для страны.
При спуске на воду двух предыдущих судов этой серии в ноябре 2022 года Путин заявил, что эти корабли “помогут России полнее раскрыть свой экспортный потенциал и создать эффективные логистические маршруты, в том числе в Юго-Восточную Азию”.
Тем временем Индия, получив отвод от санкций США, вкладывается в развитие Чехбехара — единственного иранского порта с прямым доступом к Индийскому океану.
Железнодорожное сообщение через Иран при поддержке России открывает путь в Среднюю Азию (в том числе, что особенно важно, в Афганистан), и предлагает “кратчайший путь в Европу”, сказала бывший консультант секретариата при Совете национальной безопасности Вайшали Басу Шарма.
“Развивающиеся рынки наконец-то вырываются из-под гегемонии развитых стран”, — заключила она.
Статья написан при участии Сэма Доджа и Тома Холла