Сб. Дек 21st, 2024

Cтроительство бункера и выживание

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, поджидают близкие неприятности. /Конфуций/

Bloomberg: Германия теряет статус промышленной сверхдержавы на фоне кризиса

Глобальная нестабильность и давние внутренние проблемы лишают Германию статуса промышленной сверхдержавы, сообщает Bloomberg. паралич охватывает Берлин, а энергетический кризис оказывается последним ударом для все большего числа производителей.

Осенью прошлого года в огромном производственном цеху под унылые звуки валторны разыгрывался финальный акт истории завода, проработавшего более ста лет.

В мерцающем свете факелов и фонариков многие из тех 1600 человек, которые теряли работу, стояли с каменными лицами, пока светящийся металл последнего выпущенного заводом изделия — цилиндрической стальной трубы — разглаживался на прокатном стане до идеального состояния. Эта церемония стала концом 124-летнего пути, который начался в золотые годы немецкой Индустриализации, не обрывался даже в годы двух мировых войн, но который не сумел пережить последствия энергетического кризиса.

За последний год подобные «финалы» можно было наблюдать по всей стране, что подчеркивает болезненную реальность, с которой столкнулась Германия: вполне может быть, ее дни как промышленной сверхдержавы подходят к концу. Объем промышленного производства крупнейшей экономики Европы демонстрирует тенденцию к снижению с 2017 года, и этот спад ускоряется по мере снижения ее конкурентоспособности.

«

Честно говоря, особой надежды нет, — сказал генеральный директор немецкой промышленной Корпорации GEA Group Стефан Клеберт (Stefan Klebert). — Я действительно не уверен, что мы сможем остановить эту тенденцию. Многие вещи должны будут измениться очень быстро».

Опоры промышленной машины Германии обрушились, подобно домино. Соединенные Штаты отдаляются от Европы и стремятся конкурировать со своими трансатлантическими союзниками за климатические Инвестиции. Китай становится все более сильным конкурентом и постепенно перестает быть ненасытным покупателем немецких товаров. И последним ударом для многих предприятий тяжелой промышленности стало прекращение поставок дешевого российского газа.

Наряду с глобальной нестабильностью политический паралич в Берлине усугубляет давние внутренние проблемы, такие как ветшающая инфраструктура, старение рабочей силы и бюрократические препоны. Система образования, которая когда-то была сильной стороной Германии, теперь превратилась в символ длительного отсутствия инвестиций в государственные услуги. По оценкам исследовательского института Ifo, к концу текущего столетия снижение уровня математических знаний обойдется экономике примерно в 14 триллионов евро (15 триллионов долларов).

В некоторых случаях спад в промышленности происходит небольшими шагами, принимая форму свертывания планов по расширению производства и инвестициям. В других случаях перемены гораздо более заметны — когда приходится перемещать производственные линии и сокращать численность персонала. А в отдельных случаях — как это произошло с трубопрокатным заводом Vallourec SACA, который когда-то был частью рухнувшего промышленного гиганта Mannesmann, — все оборачивается окончательным закрытием предприятий.

«

Шок был невероятным», — сказал Вольфганг Фрайтаг (Wolfgang Freitag), работающий на заводе с юношеских лет. Теперь задача 59-летнего мужчины заключается в том, чтобы разбирать выставленное на продажу оборудование и помогать своим старым коллегам найти новую работу.

В Германии все еще сохраняется множество мелких энергичных производителей, поэтому Бундесбанк и многие чиновники отмахиваются от предупреждений о надвигающейся полномасштабной деиндустриализации. Однако, поскольку реформы застопорились, неясно, что именно позволит замедлить спад.

«

Мы больше не конкурентоспособны, — заявил министр финансов Кристиан Линднер (Christian Lindner) в начале февраля. — Мы становимся беднее, потому что у нас нет экономического роста. Мы отстаем».

В середине ноября коалиция канцлера Олафа Шольца, внутри которой и без того мало согласия, пришла в еще большее смятение из-за бюджетного кризиса, который разразился после решения суда касательно расходования заимствованных средств, из-за которого у правительства почти не осталось возможностей для инвестиций.

«

Не нужно быть пессимистом, чтобы говорить, что того, что мы делаем в данный момент, будет недостаточно, — подчеркнул Фолькер Трайер (Volker Treier), руководитель отдела внешнеторговой деятель Торгово-промышленной палаты Германии. — Скорость структурных изменений головокружительна».

Недовольство и разочарование ощущаются повсюду. Хотя в последние несколько недель сотни тысяч людей выходили на улицы в знак протеста против крайне правого экстремизма, данные опросов показывают, что антииммиграционная партия «Альтернатива для Германии» опережает все три правящие партии, уступая только консервативному блоку. Согласно анализу результатов недавних опросов, проведенному журналом Spiegel, альянс, возглавляемый социал-демократами Шольца, пользуется поддержкой всего 34% избирателей.

По словам Марии Рёттгер (Maria Röttger), главы представительства Michelin в Северной Европе, снижение конкурентоспособности немецкой промышленности угрожает пустить Германию под откос. Французский производитель шин закрывает два своих немецких завода и планирует сократить Производство на третьем к концу 2025 года, что затронет более 1500 рабочих. Американский конкурент Goodyear имеет аналогичные планы в отношении двух своих предприятий.

«

Несмотря на высокую мотивацию наших сотрудников, мы подошли к той точке, когда мы уже не в состоянии экспортировать грузовые шины из Германии по конкурентоспособным ценам, — сказала Рёттгер. — Если Германия не сможет экспортировать на конкурентной основе в международном контексте, она лишится одной из своих самых сильных сторон».

На поверхность регулярно всплывают и другие проявления спада. GEA закрывает завод по производству насосов недалеко от Майнца, решив сделать ставку на новое предприятие в Польше. В июле производитель автозапчастей Continental объявил о планах закрыть свой завод, производящий компоненты для систем безопасности и тормозных систем. А компания Robert Bosch в настоящее время занимается сокращением тысяч рабочих.

Главным катализатором стал энергетический кризис, разразившийся летом 2022 года. Хотя наихудших сценариев, таких как отсутствие отопления в жилых домах и нормирование энергоносителей, удалось избежать, цены в Германии остаются выше, чем в других странах, что увеличивает затраты производителей.

Одним из наиболее пострадавших секторов экономики стала химическая отрасль, что является прямым следствием потери дешевого российского газа. Как говорится в отчете о результатах исследования, недавно проведенного отраслевой ассоциацией VCI, поскольку переход на чистый водород пока остается довольно смутной перспективой, почти каждая десятая компания планирует навсегда остановить процесс производства. BASF, являющаяся крупнейшим производителем химической продукции в Европе, упраздняет 2,6 тысячи рабочих мест, а компания Lanxess сокращает персонал на 7%.

Даже в тех случаях, когда компании готовы инвестировать средства, им в этом мешает медлительность немецкой бюрократии. Компания GEA построила солнечную электростанцию на заводе в городе Ольде на западе Германии, где производится оборудование для сепарации молока. Она отправила заявку на получение разрешения на подачу электроэнергии еще в январе прошлого года, за два месяца до начала строительства, и до сих пор ждет одобрения, а ведь с начала реализации проекта прошло уже почти два года.

Энергетический кризис разразился вскоре после перебоев с поставками, вызванных пандемией, которая привела к остановке сборочных линий, потому что немецким автопроизводителям приходилось месяцами ждать чипы и другие компоненты. Это подчеркивает риски чрезмерной зависимости от географически удаленной сети поставщиков, особенно из Азии.

Тем временем Китай создает Германии целый ряд проблем. Помимо того, что он совершил стратегический переход к новым производственным технологиям, замедление экономики этой азиатской сверхдержавы оборачивается дальнейшим падением спроса на немецкие товары. Между тем дешевые товары из Китая вызывают серьезное беспокойство у отраслей, играющих ключевую роль в «зеленом переходе» Германии — и речь не только об электрокарах.

Производители солнечных панелей вынуждены закрывать предприятия и сокращать персонал, поскольку им приходится соперничать с поддерживаемыми государством конкурентами из Китая. Компания Solarwatt из Дрездена уже сократила свой персонал на 10% и может перенести Производство за границу, если ситуация не улучшится в этом году, о чем сообщил ее генеральный директор Детлеф Нойхаус (Detlef Neuhaus).

Проблемы, с которыми сейчас сталкивается Германия, требуют адаптации. К примеру, производителя вентиляторов EBM-Papst нынешний промышленный кризис заставил приобрести компанию-поставщика, испытывавшего серьезные трудности. И, чтобы оставаться наплаву, компания перешла к выпуску компонентов для тепловых насосов и дата-центров, постепенно отдаляясь от автомобильного сектора. Она также планирует перенести некоторые административные задачи в Восточную Европу или Индию.

«

Дело не только в энергии, — пояснил глава компании Клаус Гайсдёрфер (Klaus Geißdörfer). — В Германии также есть проблемы с кадрами, которых сейчас очень не хватает». По его словам, в течение десяти людей трудоспособного возраста в стране станет слишком мало, чтобы поддерживать функционирование экономики в том виде, в каком она существует сегодня.

от bunker

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*