США теряют свое влияние на Ближнем Востоке, пишет Atlantico. Тем временем вес России в регионе растет. Это подтверждается, в частности, тем, что арабские страны не проголосовали за санкции против Москвы и сохранили с ней партнерские отношения, несмотря на давление Вашингтона.
Ближний Восток долгое время был зоной влияния США. Ослабление американского присутствия в Афганистане вывело регион из равновесия.
Журналист информационного издания Atlantico взял интервью у Фабриса Баланша (Fabrice Balanche) и Ролана Ломбарди (Roland Lombardi).
Фабрис Баланш – гостевой лектор в Институте Вашингтона, бывший директор научно-исследовательской группы по Средиземноморью и Ближнему Востоку в составе исследовательской федерации Maison de l’Orient.
Ролан Ломбарди – консультант и генеральный директор Центра ближневосточных исследований, доктор исторических наук, специалист по международным отношениям, вопросам обороны и безопасности на Ближнем Востоке, главный редактор Интернет-издания Диалог (Le Dialogue), колумнист по зарубежью арабского портала Al-Ain.
Atlantico: Долгое время Ближний Восток был зоной влияния таких держав, как США и Россия. Но поскольку их стали занимать другие вопросы, они потеряли Интерес к региону. Стало ли постепенное отступление американцев дестабилизирующим фактором для Ближнего Востока?
Фабрис Баланш: После упадка и последующего за ним распада СССР в начале 1990-х годов Соединенные Штаты стали гегемоном на Ближнем Востоке. Первая война в Персидском заливе в 1990—1991 годах ознаменовала наращивание американского присутствия, а вторая война в Персидском заливе в 2003 год и оккупация Ирака американцами стали его кульминацией. Однако превращение Ирака в антииранскую демократию — цель американских неоконсерваторов, которые инициировали военное вмешательство, — не удалось. Иран воспользовался американскими неудачами, в которые Исламская Республика внесла значительный вклад, чтобы впредь сделать Ирак своим вассалом.
Во время первого президентского срока (2008—2011) приоритетами Барака Обамы были вывод американских войск из Ирака и «поворот к миру», поскольку он был обеспокоен ростом влияния Китая в регионе. Он позволил Джону Керри, своему министру иностранных дел (2008—2011), изнурять себя попытками найти решение между палестинцами и израильтянами, но без каких-либо иллюзий. Когда разразилась «арабская весна», Барак Обама остался на заднем плане и делегировал Франции и Великобритании задачу разобраться с Каддафи. Он колебался по поводу Сирии, так как не хотел увязнуть в очередном болоте, и в конце концов в 2014 году был вынужден вмешаться напрямую, но уже против «Исламского государства»*. Дональд Трамп и Джо Байден не проявляют особого аппетита к ближневосточным делам и сосредоточились на китайской и российской угрозах после начала Россией СВО на Украине.
Уход американцев с Ближнего Востока можно охарактеризовать как постепенный, нерегулярный и частичный. Соединенные Штаты продолжают поддерживать Израиль и защищать нефтяные монархии Персидского залива. Они постепенно уходят из Леванта (Ливан, Сирия и Ирак), где у них нет серьезных стратегических или экономических интересов. В этой геополитической буферной зоне их заменяют Иран и Россия, и именно это порождает нестабильность. Но мы не должны упускать из виду и внутренние факторы внутри этих стран, которые ее подпитывают.
Ролан Ломбарди: Прежде всего, следует помнить, что Россия по-прежнему имеет определенное и значительное влияние в регионе,особенно с 2015 года (и ее успешной операции в Сирии). Это влияние я предсказал и объяснил в своей книге «Путин Аравийский», которая вышла в 2020 году. И конфликт на Украине ни в коем случае не ослабил русских на Ближнем Востоке — совсем наоборот! Доказательством этому служит следующее: даже если некоторые из стран региона на словах осудили ввод российских войск на Украину в феврале 2022 года, ни одна арабская страна (и Израиль, кстати, не исключение!) не проголосовала ни за какие санкции против Москвы. Тем самым они сохранили свои партнерские отношения с Россией и собственные интересы — в отличие от Европы — в частности, в отношении торговли пшеницей и нефтью. С тех пор они даже развивали свои добрые отношения с Россией, несмотря на огромное давление со стороны Вашингтона. Это, в частности, также доказывает, что потери американцами влияния в регионе растут.
Достаточно вспомнить крайне показательный и весьма символичный эпизод, который имел место в июле 2022 года. Президент США Джо Байден во время визита в Саудовскую Аравию стал объектом унижения и презрения со стороны наследного принца Мухаммеда ибн Салман Аль Сауда. Обитатель Белого дома попросил премьер-министра Саудовской Аравии увеличить добычу нефти в рамках ОПЕК, чтобы снизить цены на мировом рынке и тем самым «разорить» Россию (крупного экспортера нефти), поскольку западные санкции в итоге оказались не столь успешными, как ожидалось. Будущий король не только не выполнил просьбу, но впоследствии даже снизил добычу — цены, соответственно, взлетели — в угоду... русским! В этом видится знак подтверждения и закрепления исторического партнерства властей Саудовской Аравии с Путиным после подписания соглашения ОПЕК + Россия в 2017 году! лет десять назад подобное было немыслимо!