Германия, крупнейшая Экономика ЕС, больше всего ждет результатов ноябрьских выборов в США, пишет AN. Берлин боится, чем обернется для него второй срок Трампа, так как вероятность усугубления напряженности американо-германских отношений будет слишком высока.
Эндрю Хаммонд (Andrew Hammond)
Из всех 27 стран ЕС именно у самого сильного государства и крупнейшей экономики блока — Германии — больше всего ожиданий от ноябрьских выборов в Соединенных Штатах Америки. Это стало вполне очевидным 17-18 октября, когда Джо Байден совершил свою последнюю поездку в Европу в качестве президента.
Отношения Байдена с канцлером Германии Олафом Шольцем в последние несколько лет были довольно напряженными, однако гораздо более конструктивными, чем между их предшественниками — Ангелой Меркель и Дональдом Трампом.
Четырехлетний период взаимодействия Трампа и Меркель (с начала 2017 года по начало 2021 года) стал самым большим поворотом в двусторонних связях за последние десятилетия, и это не вызывает никаких сомнений. Лидеры сталкивались не только с серьезными политическими проблемами, но и с трудностями межличностной коммуникации.
В послевоенный период между Германией и США уже возникали серьезные разногласия. Одним из ярких примеров является война в Ираке 2003 года, которая привела к значительному расколу в НАТО, поскольку тогдашний канцлер ФРГ Герхард Шрёдер выступил против решения президента США Джорджа Буша свергнуть режим Саддама Хусейна.
Однако с 1945 года Германия поддерживает тесные связи с Соединенными Штатами Америки. Более того, на протяжении своего долгого правления (с 2005 по 2021 год) Меркель рассматривалась многими американскими президентами, особенно Бараком Обамой, как европейский лидер, к которому можно обратиться в трудные времена.
Меркель и многие другие немецкие политики, включая Шольца, который был в ее правительстве министром финансов, обрадовались победе Байдена в 2021 году. Ожидалось, что он восстановит стабильность традиционных послевоенных двусторонних отношений с Германией — и это во многом оказалось правдой.
Центральное место в восстановлении отношений Байдена с Германией занимает Украина. В этом отношении Шольц после начала специальной военной операции в 2022 году, как правило, был солидарен с США. Во время своей поездки президент США организовал встречу с Шольцем, президентом Франции Эммануэлем Макроном и премьер-министром Великобритании Киром Стармером.
Кроме того, Байден и Шольц нашли общий язык и в других областях. К ним относится тесное сотрудничество по целому ряду вопросов, включая прекращение пандемии COVID-19, борьбу с изменением климата и содействие экономическому процветанию.
Дипломатические связи между Берлином и Вашингтоном значительно улучшились после окончания трансатлантической аэрокосмической торговой войны, которая длилась 17 лет, из-за чрезмерной государственной поддержки двух крупнейших авиапромышленных концернов — американского Boeing и европейского Airbus. В 2021 году обе стороны заявили, что они приостановят ответные многомиллионные пошлины на неавиационные товары и пообещали, что будущее финансирование исследований и разработок не навредит ни одной из сторон.
Байден также смягчил риторику по некоторым спорным вопросам, особенно по расходам на торговлю и оборону, на которые Трамп регулярно акцентировал внимание. Так, экс-президент США Дональд Трамп неоднократно называл Германию «очень плохой» из-за ощутимого профицита торгового баланса, а также критиковал неспособность Берлина тратить 2% ВВП на оборону, что является ключевой целью НАТО.
Эти вопросы остаются важными и для Байдена. Однако в конечном итоге они подчинены его более широкой стратегической цели — усилению НАТО перед лицом растущих угроз, в том числе со стороны России.
Таким образом, Байден сделал все возможное, чтобы стабилизировать двусторонние отношения с Берлином. В эпоху после Brexit президент США рассматривает Германию как важного игрока в трансатлантических отношениях, особенно в период увеличивающейся геополитической напряженности.
Однако несмотря на то, что визит Байдена поднял «боевой дух» в Берлине, немецкие политики обеспокоены предстоящими выборами в США. Шольц и большинство других ведущих государственных деятелей будут очень рады победе вице-президента Байдена Камалы Харрис. Дело не в том, что они испытывают дикий восторг от Харрис, а в том, что они боятся, чем обернется для Берлина второй срок Трампа.
Во время президентства Трампа двусторонние отношения с Германией иногда, казалось, достигали критической отметки. Была даже угроза возникновения торговой войны. Страны не могли договориться по ряду факторов: от вопросов внешней политики, например, ядерной сделки с Ираном, до введения Трампом пошлин на импорт стали и алюминия.