В эту поездку мы выехали из Москвы с целью посетить пару объектов, находящихся неподалеку от Фрязино.
Несколько километров через лес мы пробирались по дороге из бетонных плит с остатками асфальта. В конце дороги были остатки КПП и ворота. Оставив машину здесь, проходим через полуоткрытую створку и оказываемся на территории военной части.
Еще пара сотен метров по асфальтированной дорожке — и становится ясно, что на объекте есть жизнь. Где-то рядом слышен низкий гул трансформаторов, а вдалеке виднеется двухэтажная сторожевая будка с широкими окнами, по обеим сторонам которой были установлены прожекторы, зачем-то светившие днем.
Прячась за деревьями, мы отправились дальше.
Проходим мимо вышки длиной около 60 метров, стоящая неподалеку. Наверху установлено какое-то оборудование.
А вот и главная цель нашей поездки — огромный радиолокатор Центра Космический связи, расположенный на территории этой части.
Так как местность вокруг локатора отлично просматривалась, мы решили углубиться в лес и обойти локатор вокруг. Лес непростой — сразу видно присутствие военных неподалеку.
На полянке наткнулись на этого красавца. А вообще, грибов здесь много.
Еще одна вышка. Как я понимаю, для метеорологического оборудования.
Тут с этой вышки мы услышали громкое «кряканье», похожее на спецсигналы у машин ДПС. Первая мысль — включили тревогу, что мы на территории. Оказалось все проще — это наверху кричала большая ворона, но как-то совсем «не по-вороньему». 🙂
На одной из полянок наткнулись на круглое вспомогательное сооружение.
Внутри пустые шкафы для оборудования.
Лестница вниз затоплена. Интересно, как глубоко она уходит и что там внизу?
Кое-где в лесу встречаются колодцы, уходящие под землю. Внутри все тоже затоплено.
Огромная антенна радиолокатора.
В сети нашел, что ее предназначение — передача телеметрии на высокие орбиты и когда-то она использовалась в советском проекте «Марс».
Работающая трансформаторная станция и остатки кузова военного грузовика.
Надеюсь, что этот локатор не постигнет та же участь.
Обходим его вокруг. Размер имеет значение!
Двери и окна закрыты. Интересно, осталось ли внутри оборудование?
На территории помимо инженерных построек расположен бассейн для охлаждения работающего оборудования, еще одна антенна (вроде как использовалась для управления луноходом) и подземный бункер, где размещались военные.
Но так как главной целью был только основной локатор, мы решили покинуть территорию и ехать дальше — ко второму объекту.
Усадьба Гребнево. С 1781 года одноименная деревня меняет своих владельцев: на этот раз она переходит к Гавриле Ильичу Бибикову. Именно при нем усадьба начинает приобретать вид, дошедший до наших дней.
В 1780-90 гг. возводится главный усадебный дом и летняя Гребневская церковь. После кончины Г. И. Бибикова в 1803 году усадьба переходит к Анне Александровне Голицыной, муж которой, князь Сергей Михайлович Голицын, начиная с 1817 года, затевает новые масштабные строительные работы.
К
1820-30 гг. возводятся два флигеля, парадные въездные ворота, напоминающие триумфальную арку, и зимний Никольский храм, освященный в 1823 году. Ансамбль усадьбы окончательно приобретает вид, дошедший до наших дней.
В 1845 году Голицыны продают усадьбу купцу Пантелееву, устроившему в усадьбе купоросный и винокуренный заводы, что привело к гибели интерьеров главного усадебного дома, которые были восстановлены тщаниями следующих владельцев Гребнево — купцов Кондрашовых, происходивших из крепостных села Фрязино.
Кое-где на стенах сохранилась старинная лепнина.
В 1913 году усадьба покупается известным московским врачом Федором Александровичем Гриневским, родственником выдающегося русского писателя — Александра Степановича Грина. Новое назначение усадьбы — подмосковный санаторий, что приходится как нельзя кстати в связи с началом Первой мировой войны, лишившей московскую интеллигенцию традиционной возможности выехать на отдых за границу.
С приходом советской власти усадьба была национализирована, и ее будущее претерпело несколько крутых и драматических изменений. С каждым новым зигзагом судьбы Гребнево теряет свой исторический облик: в первую очередь, безвозвратно исчезает внутреннее убранство и интерьеры. В 1919 г. в стенах усадьбы устроен санаторий для больных туберкулезом, впоследствии его сменяет Щелковский техникум электровакуумных приборов, вслед за ним усадьбу занимает НПО «Платан».
Остатки некогда роскошной парадной лестницы. В верхней части видны три сохранившиеся мраморные ступени.
В 1960 году Гребнево объявляется памятником архитектуры республиканского значения. Делается несколько попыток реставрации, и к концу 1980-х годов появляется надежда на возрождение усадьбы: на ее территории располагается историко-культурный центр, проводятся концерты и выставки картин известных мастеров. Однако в 1991 году, когда реставрация дворца близилась к завершению, при невыясненных обстоятельствах в нем происходит пожар, уничтожающий не только интерьеры, но и перекрытия с крышей, оставляющий лишь голые обожженные стены…
Перекрытий внутри практически не осталось, уцелела лишь единственная лестница, ведущая со второго на третий этаж.
Вид с балкона. Когда-то здесь располагался красивый яблоневый сад и дорожка, ведущая к реке.
Поднимаемся на третий этаж.
Интересно, как все здесь выглядело раньше?
Вид на Восточный усадебный флигель, он вместе с Западным сохранились намного лучше, чем сам Главный дом.
Особо наблюдательные могут найти Элемента 🙂
А здесь когда-то была парадная лестница.
Попытки законсервировать дворец не имеют успеха и в настоящее время он, фактически, уже превратился в руины. С тех пор усадьба приходит в состояние крайнего запустения и заброшенности, в котором пребывает и по сей день.