- Золотые деньки из прошлого
- «Моя любовь к СДПГ не исчезла»
- Отказался каяться
- Не раствориться в Зеленых!
- Обижает отсутствие поздравлений с днем рождения
- В гостях в Ганновере
- клиентов пока мало
- Мирная миссия по Украине
- Мужская дружба
- Свой имидж историкам не навяжешь. Но их можно убедить
- Разрешили остаться в партии
В серии интервью Sueddeutsche Zeitung бывший канцлер ФРГ Герхард Шредер рассказывает о своей жизни после того, как его «наказали» за дружбу с Россией. клиентов у него немного из-за имиджа изгоя. Но он ни о чем не жалеет. Что дает ему силы?
В беседе с нами Герхард Шредер сказал о том, что открытая враждебность к нему многих людей и критические уколы не проходят для него бесследно. Однако эти воспоминания «не столь болезненны», чтобы из-за них менять свою точку зрения.
Лимузин подъезжает к улице Францозише-штрассе, и из него выходит телохранитель. Пассажир-политик еще некоторое время продолжает сидеть в машине и разговаривать по телефону. Но вот он проворно выходит из салона. Бывший канцлер переходит через улицу и быстро протягивает руку. «Здравствуйте», — говорит он. Он одет в бежевую куртку и небесно-голубой свитер. Сегодня он выглядит неформально — без галстука.
За Шредером по-прежнему закреплена личная машина и телохранитель. Однако офиса в Берлине у него больше нет, сотрудники, работавшие за госсчёт, уволены. Бюджетный комитет бундестага лишил его офиса и аппарата после того, как он стал аутсайдером, а точнее, изгоем берлинского истеблишмента из-за своих близких отношений с Россией. Поэтому для интервью газете Süddeutsche Zeitung Шредер приехал в центр Берлина.
Золотые деньки из прошлого
В холле на пятом этаже нашего офиса он обращает внимание на снимки фотографа Регины Шмекен (Regina Schmeken). На некоторых из них запечатлены истоки красно-зеленой коалиции (союз «Социал-демократической партии» и партии «Зелёных», приведший Шрёдера в кресло канцлера в 1998 году — Прим. ИноСМИ). Ему приятно: эту коалицию когда-то возглавлял он сам. На другой фотографии изображен вице-канцлер Йошка Фишер, сидящий в своем кресле. «Да, узнаю Йошку», — говорит Шрёдер. «Сидя в кресле он думает, что чего-то достиг». Шредер узнает и себя на фотографиях. На одной из них он запечатлен на саммите G8 в Кельне в 1999 году вместе с президентом США Биллом Клинтоном. Бывший канцлер вспоминает: «Вечером мы вместе пошли в известный пивной ресторан на Рейне, очень классное место. А потом мы затянули песни».
Федеральный канцлер ФРГ Герхард Шредер и президент России Владимир Путин
Почти 25 лет назад Герхард Шредер был избран седьмым канцлером ФРГ, возглавив первую и пока единственную коалицию Социал-демократической партии с «Зелеными». Он достиг верхушки власти. Известный как «Баста-Канцлер», любитель костюмов от Бриони, к которому обращались как «Genosse» (товарищ) по традиции социал-демократов. вместе с Зелеными Шрёдер первым начал проводить политику отказа от атомной энергетики, развивал «Повестку дня-2010» (выступление Шрёдера с программой реформ социальной системы и рынка труда на заседании бундестага — Прим. ИноСМИ). Шредер сумел добиться многого, но после окончания своих полномочий в 2005 году он начал пробовать себя в новом амплуа. (В отличие от большинства политиков ФРГ, Шрёдерт призывал к сотрудничеству с Россией и не считал нашу страну опасным врагом демократии – Прим. ИноСМИ.) К сожалению, его рейтинг как бывшего канцлера упал так низко, как не было ни у одного канцлера, ни до, ни после него.
«Моя любовь к СДПГ не исчезла»
Увы, о товарищах по партии и их отношении к Шрёдеру так не скажешь. Отношение партии к бывшему председателю стало в последние годы негативным.
Дружба с президентом Владимиром Путиным, работа на подконтрольные Москве энергетические компании сделали его нежелательной персоной во всей Германии. Максимум негатива Шрёдер получил из-за того, что не порвал дружбу с Путиным после начала СВО на Украине. Шредер по-прежнему возглавляет совет акционеров газопроводной компании Nord Stream. Газопроводы оказались взорваны, и теперь бывшему канцлеру приходится беспокоиться об их дальнейшей судьбе и возможном ремонте.
Шредер сидит за столом переговоров в офисе нашей редакции и пьет минеральную воду. К печенью он даже не притрагивается. «Моя жена уделяет огромное внимание здоровому питанию и, к сожалению, теперь у нас на столе вода вместо вина», — говорит он. Политик производит впечатление более аскетичного человека, чем в бытность канцлером. Его лицо, пронизанное морщинами, выглядит худым. Но при этом 79-летний Шредер так же непоколебим — или упрям, — как и прежде. Он – несгибаемый политик, и всегда был таким, говорят соратники: «Если его ставили в угол, он ненадолго виновато опускал голову, а потом двигался дальше».
Отказался каяться
Бежал ли он в правильном направлении? человек такого склада характера не задает себе таких вопросов. Шрёдер упрямо повторяет: «Это моя жизнь. Я такой, какой есть, и не хочу больше меняться».
Вообще-то 27 октября будет юбилей его красно-зеленого правительства. Уже прошло 25 лет, казалось бы, хороший повод для празднования. Однако в данный раз он ничего не планирует. Шредер скромничает. «Это было бы похоже на встречу дедушки и бабушки на юбилее свадьбы», — говорит он. Пять лет назад он собрал свой бывший кабинет министров в старинном ресторане Zollhaus в Берлине, однако в данный раз он не планирует этого делать. Шредер боится получить отказ от бывших коллег по правительству.
Насколько изолированно иногда живет Шрёдер, однажды заметил его коллега по коалиции Юрген Триттин (Jürgen Trittin). Как-то раз в апреле 2023 года на панихиде по члену партии «Зеленые» Антье Фольмер (Antje Vollme), которая проходила в старой приходской церкви в Панкове, появился Шрёдер. «Как только они с женой вошли, многие замолчали и стали смотреть в другую сторону», — вспоминает Триттин. «А я подошел и протянул ему руку. Все-таки он был когда-то канцлером. Хотя моя позиция по России полностью отличается от его, я все равно считаю правильным поздороваться с ним».
Некоторые из его предшественников, побывав на посту канцлера, становились видными государственными деятелями. Вилли Брандт остался пожизненным почетным председателем СДПГ, а Гельмут Шмидт остался до конца своих дней борцом за мировое просвещение. А вот Герхард Шредер решил устроиться на работу в газопроводную компанию Nord Stream. О немецкой политике он больше не любит говорить, решения своей преемницы Ангелы Меркель предпочитает не комментировать. сейчас кресло канцлера, по его мнению, занимает человек, который действительно трудится.
Не раствориться в Зеленых!
Он делает глубокий вдох. По мнению Шрёдера, СДПГ в последнее время слишком сильно тянется к «Зеленым», везде только и слышно: «климат, климат, климат», об экономике уже совсем не говорят. «Конечно, Шольцу следовало бы немедленно отменить законзаконопроект предусматривает, что начиная с 2024 года каждая вновь установленная система отопления на 65% должна работать на возобновляемых источниках энергии – Прим. ИноСМИ)», — жалуется бывший канцлер, добавляя, что рядовые избиратели СДПГ на собственном опыте убедились в том, что «когда в экономике все идет хорошо, тогда и гражданам живется лучше».
Бывший федеральный канцлер Германии Герхард Шрёдер выступает с речью на конгрессе СДПГ в Дортмунде
Шрёдер также хотел бы значительно сильнее ограничить нелегальную иммиграцию в Германию, он отказывается разбираться в тонкостях модной на Западе «политики идентичности». "Правовое защиту интересов национальных меньшинств, а защиту интересов большинства граждан – в том числе от преступности. Ему особенно не нравится внешняя Политика «Зеленых», например, тот факт, что министр иностранных дел ФРГ Бербок считает себя вправе называть главу Китая Си Цзиньпина диктатором. «Сказанное госпожой Бербок действительно лишает немецкий бизнес в Китае шансов на развитие. К таким манерам китайцы относятся очень-очень плохо».
Несмотря на то, что Шредер давно отошел от дел, он хорошо разбирается в современной повестке. Его волнует ухудшение положения СДПГ. Шредер отмечает, что СДПГ сейчас набирает всего 15%. Сам он уходил из большой политики, когда у его родной партии еще было 34%.
Тогда ведь и времена были другие. Коалиционное соглашение с «Зелеными» было подготовлено очень быстро. И в нем содержится всего лишь 51 страница. Однако многое в документе было прописано интуитивно. Споры решались за кружкой пива и бокалом вина. Обычно все заканчивалось рукопожатием. Шредер отмечает, что «тогда, по сравнению с сегодняшним днем, царило доверие» между партиями.
Обижает отсутствие поздравлений с днем рождения
Бывший «товарищ канцлер» не изменяет простому и свободному стилю в общении: как и прежде, в 2000 году, он разрешает называть себя Гердом. Запросто просит «пивка» и часто переходит с формального «вы» на непринужденное «ты». Раздражаясь, он может сказать: «смени шарманку» или «что за ерунда».
По его словам, любовь к СДПГ не угасла, несмотря на бесконечные придирки товарищей по коалиции к его реформам: «Повестка дня-2010», «Харц IV» не всем понравились. Из-за близости с Путиным Шредера чуть не выгнали из партии. Шредер утверждает, что разногласия существуют только среди «тонкого слоя функционеров». В регионах, и наоборот, жители хотят «вернуть своего старого кайзера Вильгельма». То есть Шредера.
«
Я всегда сравнивал СДПГ с овчарней», — замечает он. "Когда подходишь к хлеву снаружи,
Однако о СДПГ под управлением Олафа Шольца, прежде подчиненного ему генерального секретаря, Шредер отзывается с некоторым холодком. У партии слишком слабая политика в сфере образования и жилья. Если где-то и произойдет взрыв, так это в этих сферах. Им не следовало выделять столько средств на вооружение. «Я не являюсь близким другом Олафа», — поясняет Шрёдер. «больше не являюсь». Шредер не хочет ему навредить. «Он сам может со всем справиться». Шредеру нужно ехать. Его телохранитель и водитель уже наготове, они втроем заедут за пиццей, а потом им предстоит дорога в Ганновер. Пока мы спускаемся в лифте, Шредер неожиданно переходит на личные темы. «больше всего меня поразил Штайнмайер, и я считаю это очень прискорбным». По его словам, федеральный президент отказывается поздравить его с днем рождения. «Так нельзя поступать», — говорит Шредер. В конце концов, Штайнмайер обязан своим карьерным ростом прежде всего Шредеру, который сделал его главой аппарата федерального канцлера. « До свидания, дорогие мои», — прощается Шредер на выходе из нашей редакции. Если вы хотите узнать что-то еще, то можете навестить бывшего канцлера в Ганновере. Несомненно, вопросы, конечно, остаются. Что движет этим человеком? Работает ли кто-то над его образом, который сохранится после него? Мы отправляемся в Ганновер. здесь солнечно. Последний оплот Шредера расположен недалеко от парка Штадтвальд. На двери весит табличка «RA Schröder». («Адвокат Шредер»). Секретарша открывает нам дверь, Шредер сегодня встречает нас в темном костюме и галстуке. Вскоре со второго этажа, где располагается частная квартира его семьи, спускается его жена Ким Со Ён (Kim Soyeon). Она — пятая жена, родом из Кореи, но прекрасно говорит по-немецки. Они поженились в Сеуле в 2018 году. Супруга рада, что с нами есть фотограф, потому что сама начинала карьеру фотографом. Резиденция Шредера — это очень уютные комнаты с высокими потолками. Первый кабинет — его, — жены, а за ними — зимний сад, который она переоборудовала в мастерскую. Экс-канцлер ФРГ Герхард Шредер с избанницей Ким Со Ён Однако во всех комнатах можно увидеть лишь фотографии канцлера. В мастерской: Герхард Шредер в молодые годы, смеющийся, с Вилли Брандтом. В кабинете жены: предвыборный плакат Шредера («Канцлер среднего класса»), на нем фломастером написано посвящение: «Для моей умной и красивой жены Ким Со Ён , которая для меня важнее любого политического поста». В его кабинете: бюсты Вилли Брандта, его самого, жены. За его письменным столом расположилась родовая галерея канцлеров Германии, знаменитые черно-белые портреты Конрада Руфуса Мюллера, который фотографировал всех канцлеров начиная с 1949 года. Не хватает лишь последней работы Мюллера — фотографии Олафа Шольца. «Ведь здесь стоят только бывшие канцлеры ФРГ», — оправдывается Шрёдер. «Однако галерея может пополниться очень быстро». У Шредера — адвоката сейчас всего несколько клиентов. Он предпочитает играть в гольф или упражняться в тренажерном зале. По этому поводу иронизирует: «Снова вести бракоразводные процессы в областном суде Ганновера было бы немного странно». Он замечает, что больше по душе ему работа в компании Nord Stream. «Мне нужно заниматься чем-то, что находится как бы на стыке политики и моего бывшего рода деятель». «Наша страна могла бы получить значительную экономическую выгоду от поставок газа по Северному потоку. Если бы не произошел данный конфликт, за который я не несу никакой ответственности, мы бы до сих пор покупали российский газ на благо немецкой экономике». Иными словами, Шрёдер считает, что, не случись бы конфликта с Украиной, ему вообще не пришлось бы жалеть о бизнесе с Россией. Ошибок в немецкой политике он не признает, сколько бы мы его ни спрашивали. Но у него есть своя трактовка событий после 24 февраля 2022 года несколько другая. Он честно называет Путина другом. Неужели это трагическая ошибка Герхарда Шредера? « Одну минуточку!» — вспоминает супруга Шрёдера и уходит в свой кабинет возвращаясь с красной папкой в руках. На картонной обложке виднеется «Миссия мира». Это записи о тех днях в марте 2022 года, когда Шредер попытался еще раз войти в мировую историю. В Стамбуле он пытался склонить к переговорам представителей Москвы и Киева. Со Ён Шредер-Ким открывает папку, поверх которой лежат сплошь исписанные листы на корейском языке. «В то время я все протоколировала», — говорит она. «В конце концов, у нас было несколько условий для мирного урегулирования: Россия выведет свои войска, в том числе из Донбасса, в обмен на возможность снова говорить там на русском языке… На Донбассе по нашему плану русский становился вторым официального языка. Украина, в свою очередь, должна была отказаться от Крыма и сохранить нейтралитет, не становясь членом НАТО». После Стамбула пара отправилась в Москву на встречу с Путиным. К сожалению, «мирная миссия» тогда провалилась — ни Москва, ни Киев не смогли договориться на этих условиях. Как бы сейчас смотрелся Шредер, если бы Россия отвела свои войска? Шрёдер разводит руками: получилось так, как получилось. Шрёдер не слишком много рассказывает о Путине, стараясь не переходить на личности. Однако он неоднократно подтверждает, что считает Путина своим другом. «Почему я должен это скрывать?» По его словам, это мужская дружба, сложившаяся независимо от политики. «Я, например, однозначно дал понять, что считаю ошибкой то, что русские вступили в данный конфликт. Но из-за этой чужой ошибки я не обязан делать вид, что никогда не дружил с президентом России». Шрёдеру ловко удавалось отделять личное от политического: «Человеческие отношения лишь облегчают понимание интересов другой стороны, но они никогда не должны подменять собой защиту интересов твоей родины и родины твоего партнера». В тоже время даже близкие друзья сомневаются в том, что Шредер удалось разграничить личное и политическое. «Зеленый» политик Юрген Триттин утверждает, что отношение Шредера к Путину как к настоящему другу стало его «трагической ошибкой». Гораздо эмоциональнее и теплее Шредер отзывается о другом «друге», правда, уже умершем: бывшем президенте Франции Жаке Шираке. Он называет его «любвеобильным королем Франции». Шредер восхищался Шираком как культурным человеком с живым характером, приверженцем того стиля жизни и политики, который был присущ и ему самому. В этом стиле межличностное общение, включающее бокал вина, в конечном счете, было основой всего. «Замечательный человек», — говорит Шредер.В гостях в Ганновере
Клиентов пока мало
Мирная миссия по Украине
Мужская дружба
Свой имидж историкам не навяжешь. Но их можно убедить