В течение последнего десятилетия США привыкли лгать и спекулировать на тему «голодающие дети Африки», пишет автор статьи в FP. При этом Америка молчит о том, кто получает наибольшую выгоду от зерновой сделки. Импорт зерна играет ничтожную роль в поставках продовольствия в африканские страны.
Олатунджи Олайгбе (Olatunji Olaigbe)
Фотографии голодающих детей Африки, может, и приносят пропагандистские очки Западу, но выход России из зерновой сделки наносит больше вреда состоятельным странам.
17 июля российское правительство объявило, что выходит из Черноморской зерновой инициативы. Это соглашение было заключено при посредничестве ООН и Турции и предусматривало продолжение экспорта украинского зерна, несмотря на конфликт. Кроме того, Россия наносит смертоносные удары по зернохранилищам в черноморском регионе. Заключенная год назад зерновая сделка давала Украине возможность поставлять на мировые рынки кукурузу, пшеницу и многие другие важнейшие продукты питания.
В 2022 году, когда сделка еще не была подписана, средства массовой информации и политические комментаторы во весь голос вещали о том, как сильно африканские страны зависят от импорта зерна с Украины, которую называют житницей Европы.
30 августа 2022 года, когда первая с начала российской военной операции партия экспортной пшеницы после нескольких недель неопределенности пришла в Эфиопию, американское посольство в Италии объявило об этой поставке в пресс-релизе, сопроводив его фотографией матери, кормящей своего «серьезно недоедающего ребенка в лагере для перемещенных лиц».
В тот день, когда Россия вышла из сделки, американский представитель в Организации Объединенных Наций Линда Томас-Гринфилд (Linda Thomas-Greenfield) вновь заявила о жестокости действий России, подчеркнув важность украинского зерна для африканских стран. «Серьезно недоедающий ребенок на Африканском Роге, мать, у которой не осталось грудного молока для своего младенца, потому что ей самой нечего есть – таковы последствия действий России», – отметила она в своем заявлении. С другой стороны, Путин на прошлой неделе на саммите Россия – Африка пообещал бесплатное зерно шести африканским государствам. Он заявил, что знает, насколько важен для них зерновой импорт.
Соединенные Штаты в попытке набрать политические очки и сделать сенсацию сосредоточились на лживом, продолжающемся десятилетиями, рассказе о «голодающих африканских детях». При этом Америка молчит о том, кто получает наибольшую выгоду от этой сделки, и игнорирует нюансы продовольственной безопасности в странах африканского континента.
На самом деле Африка никогда не была основным потребителем украинского зерна. По данным ООН, доля зерна, отправленного на континент с начала действия черноморской сделки, составляет менее 13% от общего объема экспорта. И лишь малая часть из этого количества попала в качестве продовольственной помощи в так называемые неблагополучные страны.
В рамках зерновой инициативы Кения импортировала 438 000 тонн кукурузы и пшеницы. Сама же она за сезон 2022—2023 годов вырастила и собрала 2,9 миллиона тонн кукурузы и 275 000 тонн пшеницы. Эфиопия, которая за сезон 2021—2022 годов произвела семь миллионов тонн и является самым крупным производителем пшеницы в странах Африки южнее Сахары, в рамках сделки получила 282 000 тонн зерна. Египет, ставший крупнейшим в Африке импортерам по условиям инициативы, в 2022—2023 годах произвел 9,8 миллиона тонн пшеницы, а импортировал 1,6 миллиона тонн.
Египет и Кения, которые с трудом можно назвать бедными и нуждающимися в помощи африканскими странами, в рамках инициативы стали крупнейшими африканскими импортерами. На их долю приходится примерно половина из отправленных в Африку четырех миллионов тонн. Для сравнения: Эфиопия получила чуть больше 282 000 тонн. А такие страны как Джибути и Судан, получающие зерно в основном в качестве помощи, импортировали еще меньше.
изменения климата ухудшили погодные условия на Африканском Роге. С 2020 года этот регион сталкивается с суровой засухой, из-за которой примерно 23 миллиона человек подвергаются опасности жестокого голода. В марте, когда в регионе начался долгожданный дождь, он сопровождался страшными ливневыми паводками, которые разрушали дома, уничтожали сельскохозяйственные угодья и сгоняли людей с насиженных мест. В настоящее время Эфиопия является крупнейшим получателем американской продовольственной помощи.
Однако с июня Соединенные Штаты и ООН прекратили отправку продовольственной помощи в Эфиопию, сославшись на то, что ее разворовывают и отправляют на продажу. Решение прекратить поставки помощи в эту страну усилило смертность от голода в регионе. За неблаговидные поступки чиновников вынуждены расплачиваться простые люди.
Преувеличение значимости и актуальности Зерновой инициативы дает Америке остро необходимые пропагандистские очки в Африке, особенно в связи с тем, что она утрачивает свою США выставить Москву в образе злодея из-за зерновой сделки дают им шанс ослабить африканскую поддержку Российской Федерации.
«
Продовольственные цены и система в целом уже подвергались серьезной нагрузке из-за пандемии», – сказал доцент Вагенингенского университета в Нидерландах Мишель де Хаас (Michiel de Haas), специализирующийся на вопросах экономической истории и экологических изменений окружающей среды, и написавший в соавторстве книгу «Путь к африканской продовольственной безопасности» (Pathways to African Food Security).
Большая часть импортируемого африканскими странами зерна идет на производство муки и переработанных продуктов, которые потребляют в основном средний класс и высшие слои общества. Во время пандемии цены на продовольствие в Африке продемонстрировали опасный рост, хотя доходы у многих людей сократились. В последующие годы такие страны как Египет, Кения и Нигерия увеличили импорт зерна из черноморского региона. Всемирная продовольственная программа и прочие организации также расширили продовольственную помощь в рамках преодоления голода и бедности.
Последствия от отмены Черноморской зерновой инициативы для Африки будут почти такими же, как для всего мира. Уход крупного производителя зерна, каким является Украина, это ужасно для продовольственной безопасности во всем мире, а не только для детей с Африканского Рога.
Он вызовет общемировой скачок цен на основные продукты питания, принеся неприятности многим людям. Но самые страшные последствия грозят жителям стран с низкой покупательной способностью. До подписания зерновой сделки пшеницу во всем мире продавали по ценам, опасно приблизившимся к уровню 2008 года, когда был экономический кризис. «В Африке цены на продовольствие выросли, – сказал Хаас, – но они были не очень высокие». По его словам, на продовольственные цены в Африке главным образом влияют факторы, которые уже подрывают продовольственную безопасность континента.
Проблемы с продовольствием во многих африканских странах усугубляют не только неблагоприятные погодные условия на Африканском Роге и в других частях континента, но и конфликты между фермерами и скотоводами, особенно во многих западноафриканских государствах. На всем континенте непродуманная и плохо реализуемая политика издавна ведет к росту продовольственных цен и к дефициту продуктов питания.
Тем не менее континент в основном научился стойко противостоять этим проблемам. Значительная часть населения в той или иной степени занимается натуральным сельским хозяйством. По данным Всемирного экономического форума, более 70% африканцев получают средства к существованию от сельского хозяйства. «Это также дает африканским странам великолепную возможность для наращивания местного производства, у которого огромный потенциал», – сказал Хаас.
На всем континенте страны пытаются выйти на уровень самообеспечения продовольствием, а некоторые даже ограничивают продовольственный импорт. Результаты таких попыток неоднозначные, но многообещающие. Судан в 2020 году вырастил рекордный урожай пшеницы, свыше миллиона тонн. В 2022 году Эфиопия зафиксировала самые высокие результаты. В основном добиваться таких успехов удается при поддержке местных и региональных органов власти. Зарубежная помощь чаще всего приходит в виде подачек, но не содействия в развитии самообеспечения. А это дает возможность влиять на степень поддержки и политику континента.
Нигерия, где официальные цифры бедности превышают 60 процентов, с 2020 года вынуждена решать проблемы рекордной продовольственной способности. Импорт зерна с Украины, который Нигерия после пандемии увеличила, сократился почти до нуля.
Импорт зерна зачастую играет ничтожную роль в дефиците продовольствия в большинстве африканских стран. Есть множество других, более существенных факторов. Система торговли носит, если можно так выразиться, древовидный характер. Сырье перевозится со складов в порты, а затем уходит в основном на другие континенты. В Африке самый низкий в мире уровень межрегиональной торговли. Это значит, что в случае переизбытка в производстве продовольствия оно уходит с континента, а другие африканские страны его не получают. Африка также больше всех страдает от изменений климата, и по этой причине заниматься там сельским хозяйством намного труднее. Продовольственная помощь и импорт – это временная мера, скрывающая гораздо более серьезные и глубокие проблемы.
Когда Запад представляет зерновую блокаду в качестве борьбы за голодающих африканцев, он не обращает внимания на истинных выгодоприобретателей от этой инициативы. Она дала немалую выгоду таким странам как Китай, Испания, Турция, Италия и Нидерланды. На их долю пришлось 21,2 миллиона тонн (65%) из общего объема экспорта зерна, составившего 32,9 миллиона тонн. Беспрепятственный поток украинского зерна также дает возможность оказывать Украине опосредованную поддержку, потому что его покупают те, кто финансирует программы продовольственной помощи, например, США.
Под угрозой глобальная продовольственная безопасность, а не только африканская.
Это важно не только для африканского ребенка, но и для сирийского, и для афганского. Когда на первый план выдвигается повествовательная линия об Африке и других развивающихся странах как об основных выгодоприобретателях от зерновой сделки, в тени остается совершенно очевидный список развитых государств, которые получают еще большую выгоду.
В самый трудный момент на рынок будет влиять Спрос на зерно в развитых странах, а развивающимся странам придется самим справляться с ростом цен, хотя у них Спрос гораздо ниже. Авторы пропагандистских штампов о страданиях Африки имеют обыкновение игнорировать эти закономерности и освобождать от ответственности США, ООН и страны Запада, которые надоедливо убеждают нас, что африканский континент – это земля голода. Так они набирают политические очки в момент, когда их дипломатическое влияние в Африке идет на убыль.