Пн. Дек 23rd, 2024

Cтроительство бункера и выживание

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, поджидают близкие неприятности. /Конфуций/

Западные СМИ признают: в отличие от предыдущих попыток реинтеграции, Таможенный союз стал успешным проектом.

Запад в тревоге: спустя 20 лет после распада Советского Союза у Владимира Путина появилась реальная возможность воссоздать СССР. Правда, в несколько ином формате – не политическом, а экономическом. Об этом пишет влиятельная The Financial Times (перевод – «ИноСМИ.ру»).

Тот Таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстаном, который Путин создал год назад, уже ликвидировал пошлины и таможенный контроль на внутренних границах между тремя государствами, напоминает издание. Придет январь, и на основе Таможенного союза возникнет единое экономическое пространство, обеспечивающее свободное перемещение товаров, услуг и капитала по общему рынку стран, где проживает 165 млн человек, или 60% населения бывшего СССР.

На состоявшемся в этом месяце московском саммите премьер-министры трех государств поставили еще более амбициозную цель – превратить к 2013 году свою организацию в «Евразийский экономический союз», напоминает издание. После этого пошли даже разговоры о создании общей валюты. «Это – событие поистине огромного межгосударственного и геополитического значения, – заявил Путин после саммита. – Впервые после распада Советского Союза сделан первый реальный шаг по восстановлению естественных экономических и торговых связей на постсоветском пространстве».

Наверное, это – преувеличение, отмечает The Financial Times. Но признает, что, в отличие от предыдущих попыток реинтеграции бывших советских республик, нынешняя попытка оказывается успешной.

И этот начавшийся процесс интеграции постсоветского пространства, который описывает издание, надо сказать, очень тревожит Запад: нотки беспокойства проскальзывают и в самой публикации The Financial Times. Ведь «воссоздание СССР», пусть и в ином, усеченном формате, может поставить крест на геополитических планах Запада окончательно включить Россию и то постсоветское пространство, где она еще сохранила свое влияние, в ареал своей цивилизации. Запад-то до сих пор исходил из того, что, дескать, надо предпринять еще чуть-чуть усилий – и Россия вместе с ее постсоветскими сателлитами окончательно превратится в «провинцию» западной цивилизации, которая будет беспрекословно снабжать «метрополию» своими гигантскими природными и иными ресурсами. Еще чуть-чуть – и западная цивилизация прирастет российскими и постсоветскими просторами и ресурсами. А это приобретение позволит не только справиться с кризисом, охватившим сейчас западный мир, но и позволит Западу упрочить свою геополитические позиции в противостоянии с другими мировыми центрами силы – китайским, мусульманским и пр.

И вот когда до поглощения Русской цивилизации Западу осталось, казалось бы, совсем чуть-чуть, Россия выкидывает такой «фортель», как «воссоздание СССР». Для Запада, согласимся, это и обидно, и опасно.

А Россия тем временем действует. Путин даже выступил с предложением о том, напоминает The Financial Times, что после создания единого экономического пространства его членам следует начать переговоры о заключении соглашения о свободной торговле между этим блоком и ЕС. (Но это уже походит на наглость – Россия посмела помыслить о том, чтобы стать равноправным с ЕС партнером!)

Учитывая то, что Россия потратила 18 лет на переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию и пока так и не добилась результата, подобное грандиозное соглашение кажется весьма отдаленной перспективой, рассуждает издание. Но если оно будет заключено, тревожится британская газета, осуществится замысел Путина о «гармоничном сообществе экономик от Лиссабона до Владивостока», который он изложил в Германии в ноябре прошлого года. (Ну а в этом случае ни о каком поглощении России Западом, разумеется, речи уже быть не может.)

Возрождение связей между бывшими советскими республиками давно уже является целью Путина, напоминает издание. В 2000 году он подписал соглашение с четырьмя странами о создании Евразийского экономического сообщества, или ЕврАзЭС. Но это объединение пока почти не выходит за рамки обычной говорильни.

С 2009 года Путин выступает за более глубокую интеграцию с двумя членами ЕврАзЭС, что привело к созданию Таможенного союза. Этот план поддержал самовластный президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Белоруссию, чья экономика очень сильно зависит от России, в этот союз затащили при помощи энергетических кнутов и пряников.

У крепнущего Таможенного союза, пишет The Financial Times, есть типичные преимущества: он стимулирует развитие бизнеса за счет устранения торговых барьеров. Он также помогает восстанавливать горизонтальные связи между отраслями и предприятиями, которые были разорваны после распада Советского Союза.

Более того, привязав к России Казахстан, который обладает самой успешной экономикой из числа бывших советских республик в Центральной Азии, отмечает издание, Таможенный союз усиливает противодействие растущему влиянию Китая в данном регионе. Интерес к вступлению в него проявляют соседние Киргизия и Таджикистан.

И данный союз, признает The Financial Times, может преуспеть там, где другие попытки потерпели неудачу, а также заставить Россию улучшить свой деловой климат. Высокопоставленные чиновники из казахстанской столицы Астаны ведут разговоры о переманивании российских компаний в Казахстан, где они могут перерегистрироваться и действовать в более благоприятной для бизнеса среде.

На российском европейском фланге, продолжает издание, Таможенный союз обеспечивает стимулы и механизм по поддержке Россией Белоруссии, которая погрязла в финансовом кризисе, приведшем к резкой девальвации валюты.

Знающие Путина люди говорят о том, пишет The Financial Times, что ему очень хотелось бы пополнить ряды Таможенного союза за счет принятия в его ряды крупного славянского соседа России – Украины. Если в его состав войдет 45-миллионное украинское население, то новый блок по численности составит три четверти СССР, напоминает издание.

Ну а такой вариант развития событий, добавим от себя, станет для Запада сущим кошмаром. Ведь он будет означать, по сути, «возрождение СССР».

Правда, пока Украина не дает Западу очень уж сильного повода для беспокойства: ее руководство отмахивается от российского предложения вступить в Таможенный союз, заявляя, что даже предоставление Россией той же Белоруссии как члену ТС значительной скидки на газ не подвигло Украину на вхождение в союз с Москвой, Минском и Астаной. Но время идет, а Евросоюз пока не сделал Украине сколь-нибудь равноценного предложения. Так что пока еще нельзя говорить, что Украина потеряна для постсоветской интеграции.

от bunker

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*